Петербургский комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности объявил о начале приема заявок на участие в аукционах на право аренду участков акватории городских рек и каналов.
Вода в аренду
Выставляемые на торги участки в основном расположены в центре Петербурга. Например, сегодня, 9 ноября, начался прием заявок на надел около Комендантского причала Петропавловской крепости. Площадь участка Большой Невы, предлагаемой в аренду, составляет 0,00054 кв. км. Он планируется к использованию для размещения плавательных средств, обеспечения посадки и высадки пассажиров. С победителем аукциона, итоги которого будут подведены 12 января 2010 года, будет заключен договор аренды до 13 марта 2012 года.
В прошлую пятницу на торги был выставлен участок в акватории Морского порта. Его площадь - 0,0103 кв. км. Аукцион назначен на 21 декабря 2009 года
В конце октября был выставлен на торги участок площадью 0,02217 кв. км у западного берега Малой Турухтанной гавани. Аукцион пройдет 25 декабря 2009 года.
Формулировка вариантов использования данных участков стандартна - «для размещения плавательных средств». Как разъяснила руководитель пресс-службы комитета по природопользованию Елена Малышева, победитель может разместить там плавучий причал, создать на понтонах гостиницу, кафе, ресторан, клуб, офис, – любой объект, функционирование которого не нанесет вред акватории. По словам Елены Малышевой, больше всего интерес к торгам проявляют представители туристического бизнеса, на который и ориентированы сами аукционы.
Аукционные цены у этих наделов – мизерные. Скажем, начальная цена за лот в акватории в районе Морского порта 17,6 рубля, шаг аукциона – рубль, за участок у Турухтанной гавани - 37,65 рубля и 2 рубля соответственно.
По словам Елены Малышевой, ее ведомство получило полномочия по проведению таких аукционов в августе этого года. Эти функции прописаны в постановлении правительства РФ №230 от 14 апреля 2007 года «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона».
«Нам переданы полномочия по использованию акватории, а береговая линия осталась в ведении КУГИ», - добавила Елена Малышева. За это время комитет объявил уже несколько десятков аукционов. Итоги некоторых из них уже были подведены. Причем завершились они неудачей. Например, в октябре были признаны не состоявшимся торги на право аренды акватории рек Средняя Невка и Больша Невка, Кронверкского пролива, так как заявку на оба надела подал только один участник – ООО «Совет по туризму». Тогда же закончился неудачей аукцион по лоту в акватории Большой Невы (участок расположен в Василеостровском районе). Тоже из-за отсутствия претендентов за исключением ФГУП «Росморпорт».
«Мы должны проводить торги по всем участкам, которые выделяют специально созданные районные комиссии. Независимо от того, насколько они интересны для бизнеса. Возможно, некоторые участки оказались не очень привлекательными», - предполагает Елена Малышева.
Пока рано говорить о том, насколько успешными будут остальные торги – по большинству из них еще не истек срок принятия заявок.
Сыро и холодно
Эксперты туристического рынка иначе объясняют причины того, что аукционы пока проходят неудачно. Прежде всего – отсутствие соответствующего опыта в Петербурге. Хотя сама идея использовать акваторию для размещения объектов туриндустрии, по мнению специалистов, - крайне привлекательна. «С точки зрения туристического бизнеса, вода – это очень интересный объект. Это не только довольно большая площадка, на которой может быть организована туристическая инфраструктура, но и дополнительный способ привлечь клиентов. Для нашего города вода – это визитная карточка, а потому все проекты, связанные с ней, имеют хороший потенциал. К примеру, в Венеции акватория – равноправная с сушей часть города. В Париже, Лондоне существует масса плавучих гостиниц, кафе, ресторанов, клубов, расположенных на воде. Там это давно отлаженный бизнес», - говорит вице-президент Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев. По его мнению, наиболее интересны для участников рынка, разумеется, центральные набережные, а также акватория вблизи особо посещаемых музеев, памятников. Например, в Петергофе.
Однако у таких проектов есть масса проблем. Основные – короткий сезон и не урегулированность юридических вопросов, связанных с арендой акватории и эксплуатацией расположенных на ней объектов.
«Первоначальные вложения в создание гостиницы на воде существенно меньше, чем в строительство отеля на суше. Но эксплуатация обойдется дороже, к тому же дело это для нас новое, поэтому непонятно, например, как вывозить мусор с такого объекта, как обеспечивать водо-, электро-, теплоснабжение. Кроме того, если отель размещены на борту теплохода – пусть даже списанного, - то помимо гостиничного персонала там обязательно должна быть судовая команда. А это дополнительные расходы», - отмечает Сергей Корнеев.
Вице-президент Ассоциации малых гостиниц Владимир Васильев добавляет: «Еще в конце 1990-х – начале 2000-х в Петербурге существовала практика, когда в пик туристического сезона одно-два круизных судна ставились на прикол и использовались в качестве плавучих гостиниц. Но широкого распространения это так и не получило – слишком дорогое удовольствие. Для этого нужно купить теплоход хотя бы на 300 кают, а они, даже не новые стоят очень дорого. Кроме того, его ведь нужно будет переоборудовать для использования в качестве гостиницы. Если же говорить о строительстве нового объекта, не транспортного, где бы не потребовалось использовать судовую команду, то я не уверен, что это будет дешевле, чем сухопутный вариант. По крайней мере, сейчас очень трудно оценить затраты».
С окупаемостью у водных аналогов тоже могут возникнуть трудности. Если в пиковый сезон загрузка такого отеля будет очень хорошей, то осенью-зимой она будет стремиться к нулю – на воде в Петербурге сыро и холодно.
«В межсезонье у наших отельеров главная проблема – где взять гостей, чтобы заполнить номерной фонд. Сейчас у нас не дефицит мест, а дефицит туристов. Хотя я не исключаю, что в каких-то районах города, где не хватает гостиниц, такая практика могла бы применяться – на окраинах, например. Я пока не знаю ни одного инвестора, готового реализовать такой проект. Ресторан, кафе, клуб – как летние площадки – такой вариант вполне возможен, и подобные объекты в Петербурге есть», - считает Владимир Васильев.
Как сообщил один из топ-менеджеров крупной городской туристической компании, не пожелавший, чтобы его фамилия упоминалась в прессе, проблема еще и в том, что арендовать участок акватории без аренды прибрежной полосы невозможно. «Аренда акватории стоит копейки, а берега – как минимум 1,5-2 тысячи евро в месяц. Мало того, попробуйте арендовать прибрежные зоны. В те, что наиболее интересны с точки зрения бизнеса, вас просто не пустят. А в непривлекательных местах вы и сами не станете размещать свой объект», - комментирует собеседник.
«Насколько я знаю, у нас потенциально много желающих заняться этим бизнесом, но из-за нерешенности целого ряда организационных и юридических вопросов пока никто не рискнул. Но я уверен, что как только будет реализован хотя бы один такой проект и на нем будут отработаны все слабые места этого процесса, аналоги распространятся по городу очень быстро», - заявил Сергей Корнеев.