Сегодня помещения для проведения различных крупных мероприятий предоставляет кто угодно. Как правило, наибольшее количество конференц-залов расположено в отелях. Помпезные мероприятия организаторы стараются проводить во дворцах, дабы придать событию еще большую значимость. Задействуются залы бизнес-центров и концертные залы. Спросом пользуются любые площадки, где удается разместить, накормить и, по возможности, уложить спать участников форума, а если такой возможности нет, ночлег ищут по соседству. Как следствие, для проведения форумов задействуются даже концертные и спортивные сооружения. Эксперты уверяют, что проводить мероприятия они вынуждены в Ледовом дворце или дворце спорта «Юбилейный» не от хорошей жизни.
Больше 500 не собираться
Более 60% конференц-мероприятий, проходящих в городе, рассчитаны на количество участников до 150 человек, 30% – от 150 до 500 человек, оставшиеся 10% – крупномасштабные мероприятия с количеством участников от 500 человек и более, не считая сотрудников пресс-центра и сопровождающих лиц. «Основной дефицит – помещения, способные вместить от 500 до 1 000 делегатов, оснащенные необходимой инфраструктурой и паркингом», – делится статистикой заместитель директора департамента консалтинга Colliers International Евгения Васильева.
При организации мероприятия с участием до 300 человек проблем не возникнет, увеличение этого числа до 500 уже требует серьезного поиска помещения. Если форум собирает тысячу и более гостей, устроителю придется хорошо потрудиться. Принять на высоком уровне конгресс, на который приехали более трех тысяч участников, не сможет ни одна площадка города.
«В Петербурге не представлено ни одного специализированного конгресс-центра, отвечающего международным стандартам. Сегодня под специализированными конгресс-площадками в городе понимаются выставочные центры, которые предлагают помещения как для проведения выставок, так и деловых мероприятий. Наиболее крупный из них – «Ленэкспо», конференц-зал которого может вместить около 2 800 человек», – рассказывает консультант отдела консалтинга и оценки компании Maris Properties in association with CB Richard Ellis Наталия Киреева.
Однако соотношение цены и качества не всегда говорит в пользу этого комплекса, уверяют эксперты «Руководство «Ленэкспо», понимая ситуацию, «выжимает по максимуму» из каждого участника мероприятия», – жаловались представители компании, которая специализируется на проведении конференций. Однако признавая, что цена и качество не соответствуют друг другу, большинство организаторов все равно отправляется в «Ленэкспо».
«Площадки, которые были построены в прошлом веке, отвечать современным требованиям по определению не могут. Большинство из них не обладают необходимым оборудованием для проведения значимых конгрессов, более того, имеют устаревшую отделку (не соответствующую даже экологическим требованиям), плохую инфраструктуру, нередко просто малы. Ряд площадок находится в неудачных местах, даже на Васильевский остров добираться не всегда удобно», – рассуждает директор по консалтингу NAI Becar Игорь Лучков.
Съезд гостей
Лидерами в приеме научно-деловых встреч остаются гостиницы. Большая часть залов сдается сегодня отелями, в которых участникам мероприятия одновременно предлагается поселиться. Нужно сказать, что инвесторы, развивающие гостиничный бизнес, давно обратили внимание на дефицит конференц-площадей и уяснили для себя, какую выгоду приносят конференц-залы, поэтому теперь обязательно включают их в состав отелей. Обслуживание подобных мероприятий весьма прибыльно для гостиниц. «Тут тебе не один турист, а сразу много, и большую часть надо разместить и накормить», – говорит менеджер по маркетингу и рекламе ООО «Мономакс» Александра Юркова. Только аренда большого зала примерно человек на 500 за один день может дать выручку около 70 тыс. руб., утверждает эксперт. Плюс оказание сопутствующих услуг.
«В 2008 – начале 2009 года в Петербурге было введено несколько гостиниц с возможностями организации деловых мероприятий: Sokos Hotel Olympic Garden, Courtyard St. Petersburg Vasilievsky, Sokos Hotel Vasilievskiy, Holiday Inn Moskovskie Vorota. И только последний рассчитан на прием до тысячи посетителей», – рассказывает Евгения Васильева. Пока же, считает она, лидерами по обеспечению конференц-площадями среди гостиниц города являются «Московские Ворота», «Парк Инн Прибалтийская», «Парк Инн Пулковская», «Санкт-Петербург».
Планы корректируются
«Строительство современного конгресс-холла по европейским стандартам – достаточно дорогое удовольствие, при этом окупаемость такой недвижимости будет довольно длительной», – говорит Александра Юркова.
«Конгресс-холл может быть исключительно полезен только в составе многофункционального комплекса, в который как минимум входят крупная гостиница, управляемая международным оператором, и высококлассный офисный центр. Строить отдельно крупный конгресс-центр очень рискованно, особенно в условиях кризиса. Даже при реализации проекта в составе многофункционального комплекса срок окупаемости может составить 10–12 лет», – подтверждает Игорь Лучков.
Однако планы по строительству конгресс-холлов существуют, и, если им верить, к 2015 году площади подобного назначения в Петербурге должны составить более 670 тыс. кв. м. Крупнейшими конгрессно-выставочными центрами, возможно, станут КЦ «Пулковский» площадью более 100 тыс. кв. м, рассчитанный на 4 000 человек, и КЦ «Константиновский» площадью более 90 тыс. кв. м, рассчитанный на 2 500 человек. Однако учитывая рыночную ситуацию, можно ожидать, что сроки реализации большинства проектов отодвинутся. К примеру, в 2007 году Газэнергопромбанк анонсировал, что к 2010-му намерен построить в Петербурге конгрессно-выставочный комплекс на участке площадью 56 га, рядом с Пулковским водохранилищем, рекой Пулковкой и Петербургским шоссе, который будет включать в себя более 300 тыс. кв. м выставочных, гостиничных и офисных площадей. Сегодня в проекте сменился координатор, а эксперты уверены, что в заявленные сроки объект не будет введен в эксплуатацию.
Со своей стороны, директор выставки «Строим дом» Александр Пудиков видит проблему в другом разрезе: «Проведение конгрессов за рубежом – целая индустрия. К примеру, в Австрии специально организуют конгрессы в сезон, когда в страну приезжает мало туристов. Если Петербург хочет добиться серьезных результатов, мало понастроить конгресс-холлов: правительству города нужно взять на себя координацию работы по проведению конгрессов. Почему бы не проводить знаковые мероприятия зимой, когда гостиничные площади в городе пустуют. Зачем нужно устраивать крупные мировые конгрессы в период «белых ночей» – в городе и без того много туристов. Также необходимо объединять небольшие конференции, конгрессы, которые проводятся по схожей теме, в единый форум. В конечном итоге для развития отрасли нужен координатор в лице конгресс-бюро».
Эксперты признают, что основная проблема в развитии сегмента конгресс-холлов – рыночная. Администрация никогда не занималась этим видом недвижимости. Он остается вотчиной бизнеса. До кризиса более выгодно было осуществлять строительство в сегменте офисной и торговой недвижимости, поэтому в проекты конгресс- и конференц-залов бизнес шел редко. Сейчас в целом не ясно, как будут развиваться экономика, рынок, поэтому бизнес ждет, а вместе с ним ждут и конгресс-центры, и организаторы мероприятий, и участники.