Вкратце излагая историю немецкого фарфора, принц напоминал вдохновенного профессора искусствоведения, если бы не особый шарм и безупречность во всем. Его Высочество - прямой потомок самого Фридриха II Великого, выкупившего в 1763 году Берлинскую мануфактуру Иоганна Эрнста Гоцковски, которую до того опекал.
Со своим скипетром в «Толстой сквер»
С самого начала к делу были привлечены модельеры и художники из Мейсена, включая Фридриха Майера, который сразу стал ведущим скульптором мануфактуры. Мастерство художников Бёме, Боррмана и Шульце, а также счастливо найденный прусский каолин, позволили по королевскому заказу исполнить на фабрике ряд первоклассных сервизов, включая подарок Екатерине II. Принц Карл ценит многовековую дружбу монархов обеих стран, которая длится по сей день, несмотря на исторические испытания.
Königliche Porzellan-Manufaktur (КРМ) выпускала и менее роскошную посуду - столовые и кофейные сервизы, декоративные вазы, расписанные узнаваемыми «немецкими цветами», нередко в сочетании с бабочками. Берлинская посуда отличается также мозаичным бордюром, рельефными и ажурными бортами. Пасторали в духе Буше и Ватто, батальные сцены, марины и голландские пейзажи весьма ценимы антикварами, но фирменными мотивами КРМ считаются сплошной плоский рельеф «цветы Гоцковски» и Relief-Zierat - лепные рокайли, слегка тронутые золотом и цветом.
Скульптура фабрики не столь знаменита, как мейсенская и севрская пластика, но есть коллекционеры фигурок в стиле рококо и классицизма. Берлинская мануфактура не избежала бюргерского стиля бидермайер, но в конце XIX века произошел новый взлет художественного уровня.
Сейчас торговый знак КРМ – синий королевский скипетр - считается символом совершенного качества. Как искусство росписи фарфора творится сегодня, твердой рукой показала художница мануфактуры Сабине Черкаш, исполнительница заказа для японского императорского дома и подарка королю Брунея. Поскольку все рисуется вручную малым тиражом по историческим эскизам, каждый предмет уникален. Сервировки в стиле neue sachlichkeit (новая практичность) и знаменитый сервиз Berlin, отмеченный международной премией, - дань мастеров КРМ современному дизайну.
Церемония открытия бутика и мастер-класс завершились, как водится, вкушением яств в зимнем саду, на этот раз под звуки безудержной скрипки виртуоза Марии Бессоновой. Гости блуждали по выставкам в галереях культурного центра в сопровожении жеманных актеров карнавального театра «Странствующие куклы господина Пежо».
Формат креативной индустрии
Перманентный праздник жизни в культурном центре «Толстой Сквер» устроители из АйБиГрупп называют новым форматом взаимоотношений бизнеса и искусства. Каскадом открытий самого Дома декора, выставок, фестивалей и разных мастер-классов коротается время кризиса и ожидание главного открытия – театра «Лицедеи».
Недавно здесь стартовал фестиваль «Бизнес и искусство: диалог на равных», призванный найти общее в этих сферах и даже показать, как искусство стимулирует творчество в делах. Все площадки КЦ объявлены креативными пространствами. В бутиках - новые коллекции дизайнерских предметов, инсталляций на темы «Декор в доме - акценты в интерьере» и «Цветы в интерьере», в остальных помещениях – семинары, бизнес-скетчи и круглые столы, а также мастер-классы для бизнесменов по арт-терапии и искусству коммуникации.
Деловая программа в зимнем саду открылась круглым столом с участием «ВТБ Управление Активами», «Ernst & Young», «Manpower», «Высшая экономическая школа университета экономики и финансов» и самой АйБи Групп. Вскоре в этом же атриуме организаторы сулят специальное мероприятие, первое в серии «Возвращение исторических имен в Петербург», посвященное истории семьи Фаберже. Чем не пример идеального взаимодействия бизнеса и культуры? Обещают показать редкие фамильные фотографии и коллекцию ювелирных изделий.
А пока зимний сад и «Арт-галерея» заняты выставкой живописи «Идентификация» с работами «Арт-Лиги», товарищества «Свободная культура», Фонда свободного современного искусства Георгия Михайлова, студии «Арт-проект Сергея Киселева». Серьезная мысль, что искусство – изрядный ресурс экономики, а бизнес способен дать культуре не только деньги, но и передовые управленческие технологии, продвигается и словесно, и вещно, и языком танца и клоунады.
Завтра, 31 октября в фойе театра «Лицедеи», который будет открыт ближе к весне, начинается PetersBrickFest - первый в истории города фестиваль конструктора Lego. На два дня фойе превратится в современный город с разными кварталами, аэропортом и железной дорогой. Отдельные места отведены Спасской башне в человеческий рост и огромному скандинавскому замку.
Репертуар интеллектуального клуба «Saparov» сулит киноманам эстетские пиршества до конца ноября. Дальнейшая программа фестиваля расписана до рождественских каникул, на которые назначена дизайнерская ярамарка подарков hand made.
Откровения мажордома
Само здание «Толстой Сквер», построенное по проекту Святослава Гайковича, побуждает к фантазии и азарту, соединяя в себе театральную, офисную и торговую зоны.
По убеждению управляющего партнера компании АйБиГрупп Юрия Борисова, весь этот карнавал и есть управление недвижимостью.
«Театр в самом центре здания влияет на подкорку и, возможно, неким бессознательным образом наши размышления о функциональном насыщении этого проекта привели к тому, что вы видите. Это концепт компании, которая разбирается в коммерческой недвижимости, - надеюсь, все уже в этом убедились.
С офисным центром все очевидно, нужно было только подобрать арендаторов в соответствии его уровню. Ритейл - гораздо более сложная материя, потому что именно в этой геометрической точке Петербурга, в известном удалении от метро и от популярного торгового коридора, пришлось считаться с барьерами, которые это расстояние вызывает у потребителя. И второй фактор - экономический размер: все-таки три нижних этажа не бог весть какая площадь: общая 3 тыс. кв. метров, а арендопригодной еще меньше. Ведь давно известно, что чем меньше экономический размер для ритейла, тем сложнее делать торговый центр.
Все здание 23 600 квадратных метров, один уровень - подземный паркинг, театр вместе со своими гримерными и двумя залами занимает 2 500 кв. м, офисы вместе с корпусом совладельца ВТБ Северо-Запад - 7 500 кв. м. Остаток небольшой, да еще в нем ресторан и лобби-кафе на первом этаже, поэтому магазинам досталась маленькая совокупная площадь. А количество их около 30. Создать успешный концепт при таких исходных данных можно только при сильной специализации. Дом декора по нашему глубокому убеждению – это единственный вариант из всех возможных типов торгового центра. Сегодня, несмотря на кризис, заполняемость 90%.
Обратите внимание – это единственный открытый в 2009 году новый торговый центр в Петербурге, не считая окраинных сетевых гипермаркетов. Концепт был востребован и перед кризисом, что позволило стартовать в такое сложное время. Мы не имели права на ошибку в выборе оператора для Дома декора. И все, кто здесь уже открылся, абсолютно соответствуют выбранной нами теме. С некоторыми предпринимателями, которые никак не вписывались в идею, мы расставались, несмотря на внесенное обеспечение.
Своей особой заслугой мы считаем концепции двух салонов «XIX талантов», посвященных шедеврам петербургских мастерских, продажи которых вполне оправдали себя. Еще два контракта мы заключим до конца года, и на подбор арендаторов останутся только два магазина. Любой управляющий позавидует таким результатам.
Мы романтики, сохранившие наивную веру в силу искусства. В Петербурге пока ничего подобного не было. Может, только Алла Пугачева построит свой театр на Васильевском острове и оставит нас далеко позади, но в ближайшее время вряд ли».