По подсчетам комитета по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ), к 2015 году в Петербурге общее количество автомобилей составит около 1,625 млн единиц (сейчас – примерно 1,5 млн). Причем распределятся автопотоки неравномерно: наибольшая концентрация машин придется на районы, в которых реализуются крупные проекты по развитию территорий и строится много жилья. В их числе, прежде всего, Приморский район (здесь 23 адреса, где ведется строительство), Московский (14 адресов), Фрунзенский (11), Выборгский (10), Невский (10), Калининский (8), Красногвардейский (7), Красносельский (3 адреса, в передовики он попал благодаря «Балтийской жемчужине»), Василеостровский (3 адреса, а также новый порт «Морской фасад», который уже в этом году принял около 500 тысяч туристов, после запуска всех семи его причалов в 2011 году пропускная способность порта утроится).
По словам начальника отдела прогнозирования и развития улично-дорожной сети (УДС) КБДХ Сергея Малинина, решать транспортные проблемы только в границах одного района невозможно. Это должен быть комплекс мер, который мог бы обеспечить распределение транспортных потоков на территории города. Для этого КБДХ несколько лет назад разработал Концепцию совершенствования и развития дорожного хозяйства, рассчитанную до 2015 года. Правда, из-за кризиса ее скорректировали, часть планов отложили на будущее. Однако развитие улично-дорожной сети (УДС) в районах, где ведется наиболее активное строительство, осталось в числе приоритетов.
Кроме того, Смольный не отказывается от планов по расширению сети метрополитена. В проекте бюджета 2010 года на строительство новых линий выделено на 33% больше средств, чем в 2009-м, - около 16 млрд рублей. Правда, поскольку федеральные власти отказались финансировать метро в регионах, Петербургу теперь придется рассчитывать только на свои силы.
Взять Приморье
Один из наиболее проблемных в смысле транспортной ситуации - Приморский район. Эта часть города в последние годы очень активно застраивалась как жилыми, так и коммерческими объектами. Ежегодно здесь вводится около трети всех петербургских новостроек. При этом развитие дорожной инфраструктуры существенно отстает от темпов роста застройки. В результате утром из района не уехать, а вечером не попасть в него – всюду пробки. В будущем, когда здесь завершится реализация жилищно-строительных проектов, в том числе такого крупного, как микрорайон «Юнтолово» (здесь будет проживать около 70 тысяч человек), а также развитие территории Каменки, транспортные проблемы станут еще актуальнее.
Приморский район связан с центром города фактически только через Приморский проспект, на который можно попасть по Планерному путепроводу (вернее, по его половине, вторая часть еще не введена) и через железнодорожный переезд на Коломяжском проспекте. Чтобы «расшить» это узкое место, будет построен путепровод в створе Коломяжского проспекта через пути Сестрорецкого направления. Уже строится вторая очередь Планерного путепровода, началась реконструкция Приморского проспекта. В этом году появится альтернативный выезд из Приморского района по Парашютной улице на КАД, что существенно улучшит транспортную обстановку в районе. В 2010 году должна завершиться реконструкция Большого Петровского моста. Он соединит Приморский и Петроградский районы новой автодорогой. До реконструкции мост был пешеходным.
Кроме того, комитет по строительству разрабатывает градостроительную документацию по освоению района Каменки, где будет создана новая улично-дорожная сеть.
Второй дублер для Московского
В Московском районе основная головная боль для автомобилистов – одноименный проспект. И дело не только в том, что эта правительственная трасса, по которой постоянно передвигаются кортежи высокопоставленных чиновников, управляется часто в ручном режиме, а не автоматическими светофорами. Напряженное движение на Московском проспекте создает проблемы для прилегающих к нему трасс – улиц Благодатной, Бассейной, Орджоникидзе, Ленинского проспекта и других.
Частично дорожную сеть района поможет разгрузить строительство продолжения Софийской улицы до Колпино (она должна быть введена на полную мощность в 2011 году), продолжения Витебского проспекта, реконструкция Московского шоссе, Пулковского и Киевского шоссе. Кроме того, будет построено два путепровода - в створе Московского проспекта и улиц Бассейной и Орджоникидзе.
На более отдаленную перспективу отложена реконструкция Московского проспекта со снятием трамвайных путей. Пять лет назад губернатор Петербурга Валентина Матвиенко заявляла, что трамвай с проспекта уберут в 2008-2010 годах. Однако, как объясняет Сергей Малинин, сейчас сделать это невозможно – нет полноценных дублеров для этой магистрали. Часть потока взяла на себя открытая в 2007 году новая трасса, объединившая Кубинскую улицу и Митрофаньевское шоссе. Но автопотоки растут быстрее, чем появляются дублеры, и сегодня нужен второй дублер Московскому. Это будет Софийская улица. После завершения ее строительства можно будет говорить о закрытии движения по Московскому проспекту для его реконструкции.
Дуги
В Красногвардейском районе в ближайшие несколько лет предполагается построить и реконструировать более двадцати дорожных объектов. Это подключение к развязкам КАД на продолжении Пискаревского пр., в районе Ржевки, на пересечении с Колтушским шоссе, строительство продолжения Ириновского проспекта продолжения улицы Химиков, улицы Коммуны, проспекта Маршала Блюхера. Будет завершаться формирование УДС в районе Ладожского вокзала.
В планах - создание новой магистрали от проспекта Стачек до проспекта Энергетиков с мостом через Неву в створе Большого Смоленского проспекта и улицы Коллонтай. Эта магистраль относится к системе дуговых и радиальных магистралей города, которые соединяют между собой различные планировочные зоны города и обеспечивают надежные связи с центром. На ее протяжении запланировано строительство семи путепроводов. Кроме того, КБДХ планирует завершить формирование Центральной дуговой магистрали и Внутренней дуговой магистрали с реконструкцией участков Ленинского проспекта, проспекта Славы, строительством подземных пешеходных переходов и развязок в разных уровнях.
Радиус отстанет на два года
Фрунзенский район входит в тройку лидеров по количеству текущих жилищно-строительных проектов. А значит, напряженность на районных магистралях в ближайшие годы усилится. Автодорожные возможности по увеличению трафика в районе весьма ограничены из-за достаточно плотной застройки. Несколько лет назад был открыт путепровод на Дунайском проспекте, который соединил Фрунзенский и Московский районы, немного разгрузив проспект Славы – единственную до этого межрайонную связь.
Но район по-прежнему труднодоступен для наземного транспорта, так как ограничен с двух сторон железнодорожными путями.
Застройщики возлагали некоторые надежды на Фрунзенский радиус, который должен был уже в 2010 году привести в Купчино долгожданное – еще с советских лет – метро. Однако этим летом сроки ввода радиуса были скорректированы. Станции метро «Бухарестская» и «Международная» из-за кризиса откроются не в 2010 году, как планировалось ранее, а как минимум на два года позже. Эксперты предполагают, что это может создать для застройщиков проблемы с продажей жилья в новых объектах.
Начальник ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин сообщил, что наземная часть станции метро «Звенигородская» откроется в конце 2009 года.
В марте этого года, когда было объявлено об очередном изменении планов развития метрополитена, Владимир Гарюгин обещал, что корректировка не коснется Фрунзенского радиуса, объекты, запланированные к вводу до 2011 года, запустят в срок. Это, прежде всего, три станции радиуса: «Обводный канал», «Бухарестская» и «Международная».
Однако из-за нехватки денег пришлось изменить планы по развитию метрополитена. Многолетние попытки Смольного добиться паритетного финансирования питерской подземки за счет городской и федеральной казны успехом не увенчались. В 2009 году метрополитен получит 12 млрд рублей из городского и 700 млн рублей из федерального бюджетов, а с 2010-го федеральные власти и вовсе перекладывают все расходы на региональных коллег.
На 2012 год был запланирован ввод в эксплуатацию продолжения Фрунзенского радиуса после «Международной»: станции «Проспект Славы», «Дунайский проспект», «Балканская», «Южная». Теперь о сроках ввода новых станций в метрополитене не говорят.
Транспортный «маркетинг»
Директор по маркетингу NAI Becar Наталия Черейская считает: «Тот, кто собирался приобрести здесь жилье в расчете на улучшение транспортной доступности, наверное, уже сделал это. А вот у тех проектов, которые закладываются только сейчас, могут возникнуть проблемы с продажами. Особенно это касается территории вокруг будущей станции «Международная», которая должна появиться на пересечении улиц Белы Куна и Бухарестской. Сюда очень трудно добираться, и если метро не откроется в ближайшей перспективе, то спрос на недвижимость в этом микрорайоне будет падать».
Кроме того, можно предположить, что возникнут проблемы с парковкой личного автотранспорта в этой зоне, пока метро не разгрузит автодороги.
По мнению Натальи Черейской, сейчас нет смысла говорить о влиянии переноса сроков запуска станций на стоимость недвижимости в Купчино. Цены начинают расти, только когда строители приступают к возведению наземных вестибюлей. Стоимость жилья в пешеходной доступности от станции метро примерно на 10-30% выше, чем аналогичного, но в удалении от подземки.
Директор Консалтингового центра «Петербургской Недвижимости» Михаил Бимон добавляет, что перспективный план развития метрополитена пока не очень соотносится со стратегическими планами города по комплексной застройке. Сейчас заявлено порядка 37 проектов квартального строительства в различных «окраинных» районах Петербурга и в пригородах. При этом лишь в некоторых из них в обозримом будущем появится метро. «Развитие транспортной инфраструктуры должно опережать, а не догонять вновь создаваемые кварталы», - уверен Михаил Бимон.
Метро до «Жемчужины»
Помимо Фрунзенского радиуса в ближайшие годы новых веток метро пока не появится. В 2011 году Смольный обещает открыть «Адмиралтейскую» и на этом пока остановиться, сосредоточив усилия на капремонте старейших станций. Однако в более отдаленной перспективе подземка придет в южную часть города. Особенно актуально это для Красносельского района, где строится несколько крупных комплексов, включающих как жилые, так и нежилые объекты. Это и «Балтийская жемчужина», и комплексная застройка кварталов 15 и 18 Юго-Запада, освоение кварталов 20 Юго-Западной Приморской части, 7 и А-10 Красного Села.
Первоначально предполагалось построить здесь легкое метро – Надземный экспресс, трасса которого должна была соединить улицу Пионерстроя с Константиновским дворцом, аэропортом Пулково и пройти до станции метро «Обухово». Однако в связи с кризисом проект застопорился, и планы поменялись: пока экспресс решено пустить от Московского вокзала до Пулково. Специалисты комитета по инвестициям и стратегическим проектам сейчас изучают возможные варианты прохождения этой трассы. О сроках ее строительства, цене вопроса и прочих деталях чиновники пока не говорят.
А вот новую Красносельско-Калининскую ветку метрополитена начнут проектировать уже в 2010 году. На прошлой неделе был объявлен конкурс по выбору генпроектировщика этой трассы на участке от станции «Казаковская» до «Обводного канала-2». Максимальная цена контракта – около 527,6 млн рублей. Завершить проектирование ветки победитель конкурса должен будет к 15 мая 2011 года. Новая линия пройдет по территории пяти районов: Красносельского, Кировского, Московского, Фрунзенского, Центрального.
Согласно Программе развития метрополитена в Петербурге до 2020 года, на данном участке Красносельско-Калининской линии должно появиться десять станций, а также электродепо «Красносельское». Еще девять станций запланировано от «Обводного канала-2» до станции «Ручьи», где будет конечная остановка новой ветки. Программа предусматривает ввод отрезка «Казаковская» - «Черниговская» (станция, с которой можно будет пересесть на существующую «Московские ворота») до 2015 года. Однако из-за кризиса сроки запуска новых линий метрополитена были сдвинуты как минимум на два года. Точных сроков в Смольном пока не называют.
Некоторые объекты транспортной инфраструктуры, планируемые к строительству в 2009-2014 годах
Район
|
Дороги, дорожные объекты/сроки
|
Внеуличные виды транспорта/сроки
|
Василеостровский
|
1. Реконструкция моста Лейтенанта Шмидта/2010 год
2. Автодорожный выход с территории порта «Морской фасад» на УДС Васильевского острова в створе Мичманской улицы/2011 год
|
|
Выборгский
|
1. Реконструкция Суздальского проспекта на участке от Выборгского шоссе до улицы Руставели/2010 год
2. Реконструкция транспортного узла на правобережном съезде с Литейного моста со строительством нового тоннеля/2010 год
|
|
Калининский
|
1. Строительство продолжения Пискаревского проспекта на участке от ул. Руставели до КАД с устройством путепровода через железнодорожные пути ст. Ручьи и транспортной развязки на КАД/2010 год
2. Строительство путепровода на пересечении пр. Пискаревского и пр. Непокоренных/окончание проектирования – 2011 год (сроки ввода объекта пока не определены).
|
|
Красногвардейский
|
Подключение Ладожского вокзала к УДС Петербурга (Строительство ул. Ворошилова на участке от пр. Пятилеток до ул. Ванеева, в т.ч. мост через реку Оккервиль)/2010 год
|
|
Красносельский
|
|
Метро. Красносельско-Калининская ветка на участке от станции «Казаковская» до «Обводного канала-2»/ завершить проектирование планируется к 15 мая 2011 года. Срок строительства пока не определен. Новая линия пройдет по территории пяти районов: Красносельского, Кировского, Московского, Фрунзенского, Центрального
|
Московский
|
1. Реконструкция автодороги М-20 Петербург - Киев ( Пулковское-Киевское шоссе) на участке от дороги на г. Пушкин до пос. Дони в административных границах Петербурга/2011 год
2. Строительство продолжения Софийской улицы до пересечения с автодорогой на Колпино с устройством выходов в промышленную зону «Металлострой»/2011 год
3. Строительство продолжения Витебского проспекта/2010 год
|
1. Надземный экспресс. Строительство ветки от Московского вокзала до аэропорта Пулково. Сроки пока не определены
2. Метро. Красносельско-Калининская ветка на участке от станции «Казаковская» до «Обводного канала-2»/ завершить проектирование планируется к 15 мая 2011 года. Срок строительства пока не определен. Новая линия пройдет по территории пяти районов: Красносельского, Кировского, Московского, Фрунзенского, Центрального
|
Петроградский
|
Реконструкция Большого Петровского моста/2010 год
|
|
Приморский
|
1. Реконструкция Приморского проспекта на участке от ул. Академика Шиманского до Яхтенной улицы/2010 год
2. Строительство подземного пешеходного перехода на пересечении Коломяжского пр. и пр. Испытателей у станции метро «Пионерская»/2012 год
4. Строительство путепровода в створе Коломяжского пр. через ж.д. пути Сестрорецкого направления/2011 год
5. Строительство продолжения Парашютной ул. от Долгоозерной ул. до дороги на Каменку/2010 год
6. Подъездные автомобильные дороги к промышленной зоне «Каменка»/2010 год
8. Строительство Комендантского пр. на участке от Глухарской ул. до дороги на Каменку/2010 год
9. Продолжение строительства западного скоростного диаметра с устройством транспортных развязок на пересечении с Приморским пр. и Богатырским пр./2012 год
10. Строительство Туристской ул. на участке от Школьной ул. до ул. Мебельной со строительством путепровода на пересечении с ж.д. линией Сестрорецкого направления. Планируемый срок окончания строительства – 2014 год
11. Строительство продолжения Школьной ул. от Липовой аллеи до Приморского шоссе/2012 год
|
|
Фрунзенский
|
Реконструкция трамвайных путей под обычный и ускоренный режим движения на ул. Бухарестская от ул. Димитрова до ул. Ярослава Гашека/нет данных
|
1. Метро. Фрунзенский радиус. В 2010 году планируется открытие станции «Обводный канал», в 2011-м - «Международная»; сроки запуска станций «Бухарестская», «Проспект Славы», «Дунайская», «Балканская», «Шушары» пока окончательно не утверждены
2. Метро. Красносельско-Калининская ветка на участке от станции «Казаковская» до «Обводного канала-2»/ завершить проектирование планируется к 15 мая 2011 года. Срок строительства пока не определен. Новая линия пройдет по территории пяти районов: Красносельского, Кировского, Московского, Фрунзенского, Центрального
|