Предпринимательская деятельность на рынке железнодорожного строительства объемом от 50 до 100 млрд рублей в год теперь будет регулироваться из Петербурга. Участники рынка - строительные компании, входящие в СРО, станут и устанавливать правила и следить за их выполнением. Государство до сих пор с помощью системы лицензирования тщательно контролировало безопасность и качество строительства и ремонта объектов железнодорожной инфраструктуры. Теперь за соблюдение технологии выполнения работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе, и отнесенных к «особо опасным», будет отвечать СРО.
Переход от государственного надзора к саморегулированию происходит в рамках реформы строительной отрасли в целом. С 1 января 2010 года любое строительство на территории РФ, рамках которого должны выполняться работы (35 групп), влияющие на безопасность строящихся объектов, может осуществляться только при наличии допусков к данным работам, выдаваемых саморегулируемыми организациями. В стране начался настоящий бум – возникли сотни некоммерческих партнерств строителей, желающих получить статус СРО. Однако железнодорожное строительство имеет свою специфику: во-первых, это повышенные требования к безопасности и качеству сооружаемых объектов; во-вторых, это большое разнообразие работ, которые, к тому же, необходимо выполнять в сжатые сроки. Сказывается и мировой экономический кризис – с учетом сокращения инвестиционных программ каждый рубль, вложенный в создание инфраструктуры железных дорог, должен работать эффективней, чем прежде.
Поэтому НП СРО «Межрегиональное объединение организаций железнодорожного строительства» крайне серьезно подходит к формированию своего состава. Членами НП СРО «МООЖС» стали, в основном, крупные участники рынка, с многолетним опытом работы, современным менеджментом и устойчивым финансовым положением. Последнее немаловажно, поскольку бюджет некоммерческого партнерства формируется исключительно за счет членских взносов организаций-участников. В свою очередь, НП СРО «МООЖС» несет финансовую ответственность за недобросовестную работу своих членов. В случае нанесения ущерба вследствие недостатков выполненных работ компенсация пострадавшим будет выплачиваться фактически из кармана всех компаний - участников партнерства. Вот почему комиссия по контролю качества НП СРО «МООЖС» будет тщательно следить за выполнением стандартов саморегулирования, которые, кстати, основаны на досконально выверенных ведомственных стандартах ОАО «РЖД». Штаб-квартира партнерства, в которое входят организации из 21 региона России, расположена в г. Санкт-Петербурге, по месту нахождения крупнейшего строительно-монтажного треста ОАО «РЖДстрой».
«С одной стороны, железнодорожные строители получили больше свободы, с другой – повысилась и их ответственность, - считает Геннадий Талашкин, председатель правления НП СРО «МООЖС». – В современных условиях будет осуществляться контроль безопасности не только конечного продукта, но и всего технологического процесса, что ведет к вымыванию с рынка технически отсталых, необязательных, финансово непрозрачных компаний».
Практическая работа НП СРО «МООЖС» началась сегодня, когда в Москве были вручены первые Свидетельства о допусках к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства. В ближайшее время Свидетельства будут вручены всем членам партнерства.
Справка:
НП «МООЖС» было зарегистрировано 18 марта 2009 года, а 28.09.2009 было внесено в Реестр саморегулируемых организаций за номером СРО-С-043-28092009. Председатель правления НП СРО «МООЖС» – Геннадий Николаевич Талашкин (заместитель генерального директора ОАО «РЖДстрой» – управляющий строительно-монтажным трестом №1). Исполнительный директор НП СРО «МООЖС» – Дмитрий Владимирович Сережин.
Размер вступительного взноса в НП СРО «МООЖС» – 25 тыс. рублей, членские взносы составляют 120 тыс. рублей в год.