В городском комитете по транспортно-транзитной политике (КТТП) сообщили, что соглашение предусматривает, развитие авиационного узла на территории Петербурга и Ленобласти. Вице-губернатор Ленобласти Александр Дрозденко сообщил «БН.ру», что речь идет о территории площадью около 150 га в Ломоносовском районе – между Волхонским шоссе и Пулково.
 
По расчетам КТТП к 2013 году пассажиропоток в Пулково составит 17 млн пассажиров, а к 2040-му - 40 млн (по итогам 2009 года ожидается около 7 млн). Итоги инвестиционного конкурса на право вложить около 1,3 млрд евро в развитие Пулково были подведены этим летом. Победителем стал консорциум ООО «Воздушные ворота северной столицы». Он получает право управлять объектом в течение 30 лет с момента подписания соглашения о государственно-частном партнерстве (ГЧП), которое должно состояться 2 ноября 2009 года. В состав ГЧП войдут помимо концессионера правительство Петербурга и аэропорт Пулково.
 
По словам губернатора Петербурга Валентины Матвиенко, резервирование территории под третью полосу – условие, выдвинутое Смольному концессионером.
 
Речь о том, что предусмотреть для Пулково возможность дальнейшего развития, идет уже давно. Хотя нынешние две полосы способны пропускать до 50 млн пассажиров в год, и этот резерв будет исчерпан, по оценкам экспертов, не ранее, чем лет через 30, позаботиться об участке для третьей полосы нужно уже сейчас.
 
По мнению руководителя аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, если этого не сделать, то потом город может столкнуться с серьезными проблемами. В качестве примера может служить Геленджик, где уже возникла проблема, связанная с потребностями в развитии аэропорта. Его сдерживает необходимость выкупать земли вокруг существующего аэропорта у частных владельцев и винодельческих предприятий. А это всегда проблематично и значительно удорожает любой строительный проект. Аналогичная ситуация возникла и в международном аэропорту Шереметьево. Как только было объявлено о планах по закреплению прав на прилегающие к Шереметьево земли, участки стали скупать частные компании.
 
«Часть зарезервированной территории приходится на инвестиционную зону «Горелово», где помимо самой УК «Горелово» есть несколько инвесторов, которым земля принадлежит на правах собственности и долгосрочной аренды. Но мы уже провели переговоры со всеми из них, и в принципе никто не возражает против переезда. Предлагались оба варианта компенсации изымаемых участков – как предоставление равноценных наделов поблизости от этого места, так и компенсация затрат, произведенных инвестором, и его упущенной выгоды. Мы склоняемся к первому варианту», - заявил Александр Дрозденко.
 
«Оценка сельхозземель – дело непростое. Они могут иметь статус территорий как чисто сельскохозяйственного использования, так и с возможностью перепрофилирования. Во втором случае стоимость «квадрата» колеблется в районе $5-20, в первом – на порядок меньше», - говорит директор по консалтингу и оценке Becar Realty Group Игорь Лучков. Он считает, что это «авиационное» событие не способно сколько-нибудь взбудоражить рынок и спровоцировать ажиотажную скупку земель вокруг зарезервированного участка.
 
«Это слишком долгоиграющий проект, строительство начнется еще не скоро, а свободных средств у инвесторов для таких целей сейчас немного», - поясняет он. Однако часть интересантов, считает эксперт, безусловно прикупит себе несколько наделов, чтобы заморозить их до лучших времен, а потом перепродать.

Текст: Ольга Мягченко