По словам Валентины Матвиенко, благодаря диверсификации экономики, а также принятой в городе антикризисной программе, городу удалось существенно смягчить влияние кризиса. А по некоторым показателям даже обойти предыдущие, более благоприятные с экономической точки зрения годы. Например, петербуржцы не бросились массово забирать свои деньги с депозитов из-за сложной экономической ситуации – сейчас на счетах частных вкладчиков в городских банках свыше 600 млрд рублей. По мнению губернатора, это стало возможно в том числе и благодаря тому, что средняя зарплата в Петербурге не уменьшилась, а, наоборот, увеличилась за последний год на 1600 рублей.
В этом году Смольный обещает сдать беспрецедентное за последние несколько лет число жилых домов, построенных за бюджетный счет – общий объем жилья в них превышает 963,1 тысячи кв. м.
За год было зарегистрировано 16 тысяч новых малых и средних предприятий, а также индивидуальных предпринимателей. В 2,5 раза – до 1,25 млрд рублей – выросли активы городского Фонда содействия малому предпринимательству.
По итогам года ожидается ввод в эксплуатацию 24 новых гостиниц, в то время как до сих пор ежегодно открывалось не более семи-девяти отелей.
Город не сворачивает планов по строительству метро, хотя для этого пришлось изыскать денежные резервы в бюджете. В 2009 году на эти цели в казне Петербурга было заложено 12 млрд рублей, проект бюджета-2010 предусматривает увеличение более чем на треть. «Ни нам, ни другим субъектам федерации за долгие годы так и не удалось убедить наших коллег в правительстве РФ в том, что нужно увеличивать финансирование строительства метро за счет федерального бюджета. В бюджете РФ на 2010 год строки о выделении денег на метро в регионах нет», - сообщила губернатор. В этом году Петербург получил на метро из федеральной казны всего около 800 млн рублей. Валентина Матвиенко заверила, что до конца года будет открыта станция «Звенигородская», входящая в новый Фрунзенский радиус, в 2010-м введут «Обводный канал», а в 2011-м – Адмиралтейскую и Международную.
Уложатся в срок и некоторые другие крупные инфраструктурные проекты – КАД, дамба (оба должны быть сданы в 2010 году, но на дамбе в 2011-м предстоят еще незначительные завершающие работы). Надземный экспресс теперь решено строить не от улицы Пионерстроя до «Обухово», а от Московского вокзала к Пулково. Ветка должна быть открыта к моменту запуска обновленного аэропорта, то есть в 2013 году. В будущем году будет проведен инвестиционный конкурс по сооружению трассы для экспресса.
Валентина Матвиенко считает безусловным благом для города перспективу появления в устье Охты общественно-делового центра «Газпрома». «Он создаст новые рабочие места для строителей, проектировщиков, производителей стройматериалов. Этот проект означает реновацию депрессивного квартала на Охте, благодаря чему жители Красногвардейского района получат современные концертные залы, спортивные сооружения, деловой комплекс», - считает губернатор. А те, кто пытается препятствовать строительству, «в основном из Москвы», просто не видели этого места и не знают, что именно здесь будет построено.
Вскользь
Губернатор не стала касаться или затронула лишь косвенно нескольких резонансных тем, связанных с градостроительством. В частности, не попала в годовой пресс-отчет губернатора информация о том, что из-за принятых в этом году Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) многим инвесторам пришлось переделывать свои проекты. Они не соответствовали новым нормативам, прежде всего, по параметрам высотности. Несмотря на то, что разрешения на строительство были уже получены, и деньги в проектирование вложены еще до утверждения ПЗЗ. Больше всего «пострадала» территория «Измайловской перспективы», где объекты в общей сложности понизили почти на 600 метров. Всего «под нож» попали 78 высоток.
Отмечая, что Смольному удастся без проблем выполнить указ президента РФ обеспечить к 1 мая 2010 года отдельным жильем всех ветеранов войны, Валентина Матвиенко не стала упоминать о фактическом провале идеи закупить квартиры для них у городских застройщиков. Таким образом предполагалось убить двух зайцев: получить квартиры для ветеранов и стимулировать упавший строительный рынок. Однако закупочные цены – как минимум в полтора раза ниже рыночных – не привлекли застройщиков на торги. И Смольному в «ветеранской» программе пришлось рассчитывать только на социальное бюджетное жилье.
Инвестиционные каникулы, установленные городским правительством для строительных компаний, безусловно, помогли многим из них пережить трудные летние месяцы с традиционным спадом продаж. В течение двух кварталов (с 15 мая по 15 ноября) застройщики могут не вносить платежи по всем инвестиционным договорам в бюджет города.
Однако сами участники рынка считают каникулы полумерой. По мнению ведущего аналитика компании Setl City Владимира Копылова, продлить льготный период стоило бы хотя бы до конца года. Для этих платежей, объем которых составляет 15-25% от себестоимости строительства, компаниям приходится брать кредиты, реже – используются собственные средства. Учитывая, как выросла цена кредитов, это очень ощутимые траты, которые закладываются в стоимость квадратного метра.
Председатель совета директоров ЗАО «Управляющая компания «Эталон-ЛенСпецСМУ» Вячеслав Заренков считает, что инвестиционные каникулы нужно продлить как минимум до середины 2010 года, а также ввести годовую отсрочку налога на прибыль и НДС на 1 год.
В рассказ о малом бизнесе не попала информация о том, что из-за чрезмерно жестких условий городского закона о праве преимущественного выкупа арендуемых предпринимателями помещений этот процесс идет крайне медленно. Из порядка 10 тысяч предпринимателей, которые удовлетворяют условиям закона, выкупили свои «квадраты» только около 300. При этом срок, в течение которого приобрести эту недвижимость можно минуя торги, истекает 1 июля 2010 года. Бизнесмены не раз ходатайствовали о смягчении условий, но так и не нашли поддержки в Смольном.
Очень обтекаемо губернатор обрисовала ситуацию с достройкой Западного скоростного диаметра (ЗСД). Город обязательно вернется к схеме концессионного строительства, пообещала она, а пока будет искать других источников финансирования проекта. Ситуация же пока не очень оптимистичная: из необходимых 216 млрд рублей в бюджете Петербурга и РФ на 2009 год предусмотрено чуть больше 9 млрд рублей, на 2010-й – 14,6 млрд. Смольному так и не удалось договориться об условиях инвестирования с консорциумом «Невский меридиан», который в прошлом году выиграл концессионный конкурс. «Невский меридиан» должен был вложить 108 млрд рублей, еще столько же – в совокупности городской и федеральный бюджеты. Стройку пока решено вести на бюджетные деньги. Недавно городские власти заявили об идее выпустить для привлечения средств на ЗСД инвестиционные облигации.
«Из-за кризиса инвесторы оказались в сложных условиях. Получить средства из Инвестиционного фонда РФ, как предполагалось ранее, не получится. Но мы будем продолжать строительство», - заверила губернатор.