– В декабре 2006 года на VII съезде «Единой России» было объявлено о запуске проекта «Свой дом». Прошло уже почти три года, что сделано за это время?
– Программа «Свой дом» посвящена малоэтажному строительству. Теперь она уже разбита на несколько этапов. Мы считаем, что первый этап прошел достаточно успешно. Более того: от теории мы переходим к практике. Чтоб было понятно: мы не строим, это политический документ, который призван объединить усилия всех органов власти, создать некий стандартный подход.
Сейчас по всей России реализуется одновременно 23 проекта по развитию малоэтажного строительства. Во главу угла мы ставим частно-государственное партнерство. Государство участвует в инфраструктурных проектах, выделяет земельные участки. Бизнес привлекаем, чтобы они применяли современные технологии. Кстати говоря, энергоэффективные материалы и ресурсосберегающие технологии – это наши приоритеты.
– Те 23 проекта, это заводы по производству быстровозводимых панельно-каркасных домов или уже территории под малоэтажную застройку?
– За все это время были введены строй около сотни предприятий, заводов, сборочных цехов различного типа по всей России. А 23 – это уже конкретные проекты комплексного освоения территорий в целях малоэтажной застройки при частно-государственном партнерстве. Субъект Федерации либо федеральный бюджет снимает с застройщика обременение, при этом подписывается соглашение об ограничении рентабельности и, соответственно, стоимости жилья. А застройщик гарантирует застройку территории по определенным ценам и в определенных объемах.
– По каким ценам? Можно привести конкретные примеры?
– В Башкирии, например, добились стоимости жилья 12-14 тыс. рублей за кв. м. В это мало кто верит, но это факт. В Белгородской области средняя цена – 23-25 тыс. за «квадрат». В Ростовской области в поселке Южный «социальная» цена – 24 тыс., коммерческая – 32 тыс. И люди с удовольствием переезжают из Ростова-на-Дону в предместье.
– География, надо полагать, широкая?
– Тверь, Калуга, Брянск, Тула, Самара. Оренбург, Челябинск… Сейчас начинается проект в Екатеринбурге. Пожалуй, только Москва, Московская область и Санкт-Петербург вне сферы наших интересов. Потому что рынки эти перегреты были, земля дорогая и объемы строительства и без того внушительные.
– В качестве одной из целей проекта «Свой дом» было провозглашено увеличение доли «малоэтажки» в общем объеме застройки. Каковы успехи?
– Было 39%, а сегодня уже 56%. И свои коррективы внес кризис: все-таки в малоэтажном строительстве в случае проблем у подрядчика гражданин может достроить дом самостоятельно.
Принципиальный момент: мы ни в коем случае не противопоставляем малоэтажное строительство высотному. И у того, и у другого жилья есть свои преимущества.
– Какие поправки в «жилищный пакет» законов предлагает сегодня «Единая Россия»?
– Лично я и мои коллеги сейчас участвуем во многих законопроектах, которые либо внесены, либо уже приняты в первом чтении.
Первый законопроект, который, по моему мнению, поменяет подход к малоэтажному строительству, связан с активизацией кооперативного движения. В нем предусмотрено, что кооперативы смогут заниматься управлением территориями малоэтажной застройки, прописана упрощенная процедура выделения земельных участков, а также помощь со стороны государства. Короче говоря, создаются условия для того, чтобы граждане были заинтересованы объединяться в кооперативы, строить себе жилье, вкладывать собственные средства – и чтобы при этом не было мошеннических схем.
Следующий законопроект предусматривает изменения в ФЗ-214 о долевом участии. Мы хотим абсолютно все сделки на первичном рынки регулировать этим законом. В Кодексе административных правонарушений будет предусмотрен штраф до 1 млн рублей по одной сделке за попытки обойти ФЗ-214.
Мы также вносим изменения в действующий закон о банкротстве, связанные с банкротством организаций, которые привлекают средства граждан.
Далее – готовятся поправки в закон о саморегулируемых организациях – в части малоэтажного строительства.
Наконец, закон о концессиях, который, надеюсь, позволит сдвинуть с мертвой точки жилищно-коммунальную реформу. Сколько бы денег государство ни вкладывало в систему ЖКХ, это будет малоэффективно до тех пор, пока мы не создадим механизмы привлечения частных инвесторов в эту сферу.
И последнее – это изменение, касающееся переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Сегодня их переселяют только в границах одного муниципального образования, что серьезно тормозит развитие малоэтажного строительства. Мы хотим гражданам дать право сменить прописку.
– Предполагается ли внесение изменений в закон о саморегулировании?
– Мы настаиваем на том, чтобы лицензии были отменены и единственной формой допуска на рынок были СРО. Понимаем, что сегодня этот закон несовершенен. Его корректировка необходима. В частности, я как координатор проекта «Свой дом» сразу обратил внимание на то, что если сейчас малоэтажное строительство будет регулироваться данным законом и критерии допуска на рынок останутся такими же, то мы убьем весь малый и средний бизнес на корню. А именно такие предприятия составляют около 90% участников рынка малоэтажного строительства.
И второе – самое важное – запрещение строить дом собственными силами, его тоже нужно убирать из закона.
Поэтому, конечно, строительно-монтажные работы малоэтажных индивидуальных и сблокированных домов вывели за рамки СРО. Но мы понимаем, что нельзя оставлять эту отрасль без регулирования вовсе, особенно когда застраиваются большие территории. Следующий шаг – сформулировать более простые критерии для компаний, работающих в этом сегменте рынка, мы готовим соответствующие поправки.