Городской парламент, в среду, 30 сентября, принял за основу внесенный губернатором проект закона «О предоставлении земельных участков для размещения объектов потребительского рынка». На подходе – еще несколько нормативных актов, призванных реорганизовать действующую в Петербурге систему выделения земли под размещение временных объектов потребительского рынка - мелкорозничной торговли, общепита, автобизнеса и пр.
 
Новый проект в целом носит рамочный характер. Он отменяет закон Санкт-Петербурга 1997 года «О создании и эксплуатации комплексов (зон) мелкорозничной торговли в Санкт-Петербурге». Главная новация - новые участки для размещения временных (некапитальных) объектов потребительского рынка будут формироваться на уровне городской адресной программы. Перечень будет открытым и подлежит опубликованию в Интернете. По словам представителя губернатора в ЗС Михаила Бродского, составлением адресного перечня уже занимается КЭРППиТ. Сколько земли нашли под временные объекты торговли, и в каких районах, в комитете пока не сообщают.
 
Законопроект все полномочия по установлению нового порядка выделения участков делегирует Смольному. Правда, парламентарии уже сыграли на опережение - глава комиссии ЗС по законодательству Виктор Евтухов на днях внес в парламент проект, регламентирующий этот порядок. Его документ устанавливает предельные размеры участков, предоставляемых под «времянки». И предписывает, что договоры аренды могут заключаться только на основании конкурсов или аукционов, которые организует уполномоченный Смольным орган. «Должны быть четкие процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, а торги должен проводить специальный городской орган. Чем ниже уровень - тем больше злоупотреблений на местах», - считает Виктор Евтухов.
 
Впрочем, проблемой уже озаботился КУГИ, и парламентским инициативам там вряд ли будут рады. В ближайшее время вступят в силу поправки в постановление городского правительства №1735, согласно которым предоставление новых участков будет проходить в форме закрытых конкурсов. Как сообщили в КУГИ, для добросовестных арендаторов предполагается пролонгация арендных договоров сроком до 2 лет. Обещаны бонусы для предпринимателя, понесшего затраты по формированию земельного участка. Ему достаточно будет предложить «хотя бы на рубль» выше конечной цены торгов - и он получит преимущественное право на заключение договора аренды. Также в КУГИ подтвердили, что районы будут лишены прежних полномочий по предоставлению участков в аренду.

Дело хорошее

Малый бизнес обещанной «революции» рад, но не верит, что ситуация с мелкорозничной торговлей кардинально улучшится. «Последние пять лет все права по заключению договоров аренды сроком до трех лет были делегированы районным администрациям. И они вели себя как настоящие «сатрапы» - в частности, договоры аренды в основном заключались сроком на 11 месяцев - чтобы не фиксировать их в ФРС, - говорит председатель Совета директоров Санкт-Петербургская ассоциация малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков. - Поэтому передачу этих полномочий на уровень города можно только приветствовать. Правда, есть проблемы: остаются в силе необоснованные ограничения по размерам временных объектов. Например, площадь торговых павильонов не может быть больше 150 кв. м, есть ограничения по высоте объектов автосервиса и т.д. Все эти вопросы должны регулироваться на основе проектной документации и градостроительных норм, а не распоряжений КУГИ. Кроме того, вряд ли под новые объекты мелкой розницы власти предложат большое количество участков - сетевой формат в Петербурге до сих пор главенствующий».
 
«Коррупции, конечно, будет меньше – районные власти в этом смысле отличились. Но сетевой бизнес не допустит появления по соседству новых мелкорозничных зон, - считает исполнительный директор Ассоциация предпринимателей малого и среднего бизнеса СПб Сергей Веснов. - Никто не запрещает им участвовать в конкурсах и арендовать эти участки, чтобы потом они затем попросту пустовали. А малый бизнес вряд ли составит им конкуренцию на торгах».
 

Справка БН:

По данным Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка, в 1998 году в Петербурге насчитывалось 880 зон мелкорозничной торговли. По данным на март 2008 года их осталось 199. За последние 10 лет малый бизнес в сфере потребительского рынка потерял порядка 700-800 тыс. кв. м. площадей. На сегодня торговые сети по разным оценкам занимают в Петербурге 75- 82 % рынка.
 

Текст: Александр Смирнов