О том, что компромиссов по данному вопросу не будет, главный архитектор Санкт-Петербурга Юрий Митюрев косвенно предупредил членов Градсовета еще в первые минуты заседания, объявив, что местоположения моста – это «устоявшаяся точка зрения и сейчас ведется его практическое проектирование». Эту идею, подкрепив ее весомыми доводами, развил непосредственный разработчик проекта Ново-Адмиралтейского моста - директор Института строительных проектов Алексей Журбин. По его словам, створ 16-18 линий В.О. – идеальное по всем параметрам место для строительства.
«Мы рассмотрели разные варианты, и створ 16-17 и 17-18 линий Васильевского острова оказался оптимальным местом. Во-первых, в районе 22-25 линий В.О. очень сильное течение, проходящие там суда сильно сносит к правому берегу, поэтому традиционный для Петербурга разводной пролет моста в 45 метров не сможет обеспечить безопасность судоходства в этом районе. А мост с более высоким пролетом будет выделяться на фоне исторической застройки, что тоже нежелательно. Во-вторых, только это местоположение моста позволяет обеспечить максимальную сохранность всех зданий КГИОПа. Кроме того, в этом месте переправа будет самой короткой. Это позволит нам снизить стоимость моста в 2 раза – до 7 млрд рублей, по сравнению с проектом в створе 24-25 линий В.О., который приближался к 14 млрд рублей», - сообщил Алексей Журбин.
На языке эмоций
Однако архитекторы, казалось, не понимали языка цифр и логических доводов. Члены Градсовета продолжали упрямо настаивать на переносе моста ниже по течению Невы. Председатель «Объединения архитектурных мастерских СПб» Вячеслав Ухов прямо заявил, что расположение моста так близко к центру города – ошибка, а сама постройка разрушит ансамбль Английской набережной и набережной Лейтенанта Шмидта. По мнению Вячеслава Ухова, единственная причина строительства моста в этом месте – экономическая. «Все остальное – отговорки», - уверен он.
Выступавший следом за ним архитектор Никита Явейн пошел еще дальше, заявив, что не только место для моста выбрано не лучшее, но еще и предлагаемый его проект (стилизованной под XIX век двухопорной разводной переправы) надо пересмотреть. «Чрезмерный историзм опасен, - излагал свою мысль архитектор, - Не надо копий старых мостов. Надо строить что-то современное. А то лет через двадцать люди будут говорить, что этот мост построила Екатерина».
В итоге удерживать обсуждение в рамках дискуссии, к которой так стремился Юрий Митюрев, участникам совета стало совсем сложно. У архитектора Владимира Григорьева даже появилось, как он выразился, «чувство неловкости», за то, что с ним так яростно спорят. Это замечание относилось к заместителю председателя КГА Виталию Зенцову, который, не теряя присутствия духа, объяснял все новым и новым противникам «экономного» моста позицию городских властей.
Для большей убедительности он даже принес двухметровый проект планировки Ленинграда 1948 года, вынутый по такому случаю из архива. Взывая к мудрости составителей послевоенного плана восстановления города, Виталий Зенцов с помощью указки доказал присутствующим, что еще пятьдесят лет назад Ново-Адмиралтейский мост уже был нанесен на карту северной столицы, и даже почти в том самом месте, что и теперь. «Уже тогда все понимали, что этот мост городу необходим. Посмотрите на проект – переправа намечена всего на полквартала правее сегодняшнего проекта. По-моему, этот мост – разумное, правильно решение. Нам было очень трудно найти баланс между всеми факторами. Мы учли и геодезию, и навигацию и требования КГИОП», - убеждал Зенцов.
Удивительно, но проект моста в створе 16-17 линий В.О. поддержали даже в КГИОП, председатель которого – Вера Дементьева – еще два месяца назад была категорически против строительства новой переправы в границах охраняемого ЮНЕСКО центра Петербурга. В этот раз на Градсовете присутствовал ее заместитель Алексей Комлев, который сообщил, что «ход мыслей разработчиков проекта абсолютно правилен».
«Мы пришли к традиционному питерскому мосту, который, быть может, усложняет судоходство, но сохраняет исторические панорамы города и не портит набережную Лейтенанта Шмидта. С точки зрения КГИОП проект отработан на 5», - отрапортовал он.
Финальная запятая
После трех часов обсуждения, когда ни экономические, ни геодезические, ни какие-либо другие доводы так и не могли переубедить членов Градсовета в необходимости строительства моста в такой близости к историческому центру города, невозмутимый Юрий Митюрев попросил своих коллег «поверить ему на слово», что Ново-Адмиралтейский мост Петербургу действительно нужен. Так и хотелось добавить, «нужен в этом месте», но присутствующие и так уже это поняли. Пообещав учесть все поступившие замечания, он закрыл заседание.
Таким образом, Институт строительных проектов получил одобрение Градостроительного совета на дальнейшую разработку проекта моста. Эта работа должна быть завершена до конца года. К непосредственному строительству переправы планируют приступить в 2010 году. Тогда мост смогут открыть для проезда уже через три года.