За 8 месяцев 2009 года, сообщили в пресс-службе Госстройнадзора, проверяя проектную стоимость бюджетных объектов, служба обнаружила необоснованные завышения на сумму около 8,87 млрд рублей. Это вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года. На экспертизу было принято 256 проектов, которые финансируются из городского и федерального бюджетов. В 2008 году к сентябрю был проверен 461 проект, экономия составила около 4,66 млрд рублей.
 
Приписали
 
Специалисты Госстройнадзора объясняют, что подрядчики-проектировщики завышают объемы производства, стоимость своих услуг, цены на строительные материалы. В реальности же цены на стройматериалы в этом году по сравнению с прошлым упали на 20-40%.
 
Например, проект реконструкцию Большого Петровского моста после проверки подешевел на 32% - почти на 488 млн рублей (первоначальная стоимость составила свыше 1,5 млрд рублей). В проекте было заложено использование металлоконструкций, которые были изготовлены и эксплуатировались на временном мосту Лейтенанта Шмидта (новый мост открыт после реконструкции в 2007 году, теперь называется Благовещенский). При этом «бэушные» конструкции в смете были заложены как новые – разумеется, более дорогие. Стоимость стройматериалов, заложенная в проект генпроектировщиком ЗАО «Институт «Стройпроект», тоже показалась экспертам завышенной.
 
Строительство здания для Театра Буфф на проспекте Шаумяна «подешевело» на 10%. Изначальная стоимость проекта была почти 2,58 млрд рублей, она уменьшена на 261 млн. Были завышены объемы земляных работ, прокладки наружных сетей электроснабжения, объемы армирования железобетонных конструкций, монтажа металлоконструкций и т.д.
 
На строительстве моста через реку Ижору, по мнению специалистов Госстройнадзора, можно сэкономить все 50%. Эксперты снизили стоимость за счет корректировки объемов работ по перекладке сетей, устройства дорожного полотна и работ по сооружению опор.
 
От сих до сих
 
С 2010 года, предупреждают в Госстройнадзоре, контроль за составлением смет по проектам с участием федерального или регионального бюджетов еще больше ужесточится. Проверяющие будут руководствоваться новым постановлением правительства РФ №427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета».
Минрегиону к 1 января 2010 года предстоит разработать укрупненные нормативы цен строительства различных видов объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры. А до 1 марта 2010 года - нормативы цен конструктивных решений.
 
Благодаря этому постановлению в 2010 году себестоимость строительства может понизиться на 20-30%, считает руководитель Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов Евгений Ермолаев.
 
Через год проверим
 
Участники рынка смотрят в будущее с меньшим воодушевлением. По мнению генерального директора ЗАО «Институт «Стройпроект» Алексея Журбина, во всех этих проверках «экономики не очень много». Он отметил, что «не знает ни одного проекта, где бы после госэкспертизы сокращение сметной стоимости было меньше чем на 15%». «Было бы странно, если бы проверяющие посоветовали повысить стоимость проекта, пояснив, что иначе не хватит денег на строительство. Мы составляли проект исходя из сложившейся структуры цен на сегодняшний день. Но сейчас трудно говорить о реальном ценообразовании и реальной стоимости работ. Объем государственных инвестиций в строительство падает, спрос на подряды больше, чем предложение. Отсюда – большая конкуренция между подрядчиками. Они готовы идти на сильный демпинг, лишь бы получить подряды», - говорит Алексей Журбин, напоминая историю с конкурсом на проектирование и строительство очередных участков западного скоростного диаметра (ЗСД). Тогда победители торгов ОАО «Генеральная строительная корпорация» и ЗАО «Пилон» предложили выполнить объем работ соответственно на 32% и 25,7% дешевле стартовой цены контракта. «Нас эта тема сильно беспокоит, потому что мы тоже являемся проектировщиками этого участка. Я пока плохо понимаю, как компании смогут выйти из этой ситуации», - заявил Алексей Журбин.
 
По его данным, никакого удешевления стройматериалов на самом деле нет. Это подтверждает и специалист по связям с общественностью кирпичного производителя «Победа ЛСР» Алексей Онищенко. Он отмечает, что в начале этого года был существенный спад производства (объем продаж самой «Победы ЛСР» сократился в 2009 году на 35-40%). Однако к лету ситуация со спросом на стройматериалы стабилизировалась, а по некоторым позициям даже был отмечен рост – как спроса, так и цен.  
 
Глава Ассоциации предприятий дорожного комплекса Санкт-Петербурга Юрий Агафонов тоже не понимает, откуда у Госстройнадзора информация о падении цен на стройматериалы и рабочую силу: «Все разговоры об этом - домыслы. Ничего они не подешевели, все только дорожает».
Алексей Журбин предполагает: «Видимо, на фоне такого активного снижения цен на торгах, проанализировав последние конкурсы, эксперты и решили «подрезать» названные проекты. Через год, когда нужно будет сдавать объект, мы увидим, к чему все это приведет. Уверен, что снижение цен не может не отразиться на качестве строительства».
 
Специалисты полагают, что в конце концов все равно придется увеличивать финансирование, потому что построить объекты за такие деньги крайне сложно.
 
 
Что сэкономил Госстройнадзор

Название проекта
Заказчик, генпроектировщик
Представленная стоимость в текущих ценах
Согласованная стоимость в текущих ценах
Снижение стоимости в рублях
Снижение стоимости в процентах
 
Реконструкция Большого Петровского моста Петроградского района
СПб ГУ «Дирекция транспортного строительства», ЗАО «Институт «Стройпроект»
 
1 513, 606 млн рублей
 
1 025, 648 млн рублей
 
487, 958 млн рублей
 
32%
 
Здание театра Буфф с городским культурным центром на проспекте Шаумяна
СПб ГУ «Стройкомплект», ООО «Петербургстрой»
 
2 576, 536 млн рублей
 
2 315, 153 млн рублей
 
261, 383 млн рублей
 
10%
 
 
Мост через реку Ижору, который должен расположиться на автомобильной дороге «Санкт-Петербург-Кировск»
СПб ГУ «Дирекция транспортного строительства», ОАО «Дорпроект»
 
 
528, 137 млн рублей
 
 
264, 906 млн рублей
 
 
263, 232 млн рублей
 
 
50%

Источник: Служба государственного строительного надзора и экспертизы

Текст: Ольга Мягченко