Вчера правительство Петербурга приняло решение выделить компании «Альянс-Авиа» участок площадью 23,8 тысячи кв. м на Взлетной улице для проведения изыскательских работ. Помимо взлетно-посадочной площадки здесь должны быть построены крытые и открытые стоянки для 50 единиц вертолетной техники, ремонтная зона. Впоследствии компания предполагает развитие территории, прилегающей к аэродрому. В частности, планируется строительство офисно-делового центра, гостиницы, выставочного салона и учебного центра.
Председатель комитета по транспортно-транзитной политике Николай Асаул сообщил, что сам вертодром планируется построить к 2013 году.
По оценке руководителя авиационного информагентства BizavNews Дмитрия Петроченко, строительство самой простой вертолетной площадки стоит около 60 – 70 млн рублей, организация посадочного пункта для вертолета на крыше дома увеличивает сметную стоимость здания примерно в 1,5 раза. Специалисты затрудняются определить объем инвестиций, необходимый для сооружения вертодрома, поясняя, что все зависит от количества запланированных посадочных мест, степени оснащенности поля, его назначения и т.д.
По словам руководителя пресс-службы ФГУ «Дирекция по строительству транспортного обхода вокруг Санкт-Петербурга» (ДСТО) Алексея Измайлова, учредителями «Альянс-Авиа» являются глава ДСТО Борис Мурашов и его заместитель Николай Горшнев. «Поскольку ДСТО не имеет к этой компании отношения, то комментировать ее действия мы не можем», - заявил Алексей Измайлов. Сам Борис Мурашов, который сейчас находится в отпуске, обещал рассказать о подробностях проекта позднее.
Ранее, в интервью «Коммерсанту», Борис Мурашов объяснял, что вертолетные площадки и вертодромы, которые еще в конце 1990-х предусматривались проектом КАД, не исключены из него. Просто от них пока было решено отказаться, чтобы по максимуму направить финансирование на саму трассу. Денег на развитие вертолетной инфораструктуры ДСТО так и не получила. Но, по мнению Бориса Мурашова, вертолетные площадки кольцевой в любом случае нужны. «Во всем необходима системность. Нельзя строить вертолетные площадки для случаев форс-мажора – аварий или стихийных бедствий. Только для этих целей слишком дорого. Город планирует организовать вертолетное коммерческое движение в воздухе. Для этого нужен вертодром как базовая точка в городе, в Петербурге также должен быть базовый пункт оказания экстренной медицинской помощи. Когда эти вопросы хотя бы концептуально будут решены, мы построим необходимые вертолетные площадки на КАД. И самое главное – передадим их содержание, охрану и эксплуатацию, скажем, владельцам вертодрома», - говорил Борис Мурашов.
Взлетный пятачок
В июле 2009 года правительство Петербурга утвердило «Отраслевую схему развития и размещения объектов инфраструктуры воздушного транспорта» на период до 2015 года с прогнозом до 2025-го. Согласно этому документу, в Петербурге должно быть зарезервировано почти 150 га для строительства вертодромов, вертолетных площадок и прочей авиационной инфраструктуры. А также реконструированы существующие авиа-объекты, которые занимают свыше 2 тыс. га.
По замыслу авторов схемы, к 2025 году в Петербурге будет сформирована сеть вертолетных площадок (26 объектов, из которых 2 – ныне действующие) и вертодромов (5 объектов) общего пользования. Причем речь идет не только о вертолетах МЧС или медицинских служб, но и о возможности использования этих площадок для личных авиасредств граждан и частных компаний.
Под вертодромы отдадут 19 га в промзоне «Каменка», 21 га – в производственной зоне «Предпортовая-2», 73,94 га – под вертодром в Пушкине (юго-западнее дома №11 по Гатчинскому шоссе). Вертолетные площадки появятся на зарезервированных участках площадью 0,65-0,7 га около СКК на проспекте Гагарина, рядом с пассажирским портом «Морской фасад» на Васильевском острове, на развязках КАД в Парголово, Шушарах, на Ржевке, на пересечении кольцевой дороги с Софийской улицей, Пискаревским, Шафировским проспектами, Таллинским и Краснофлотским шоссе и т.д. Кроме того, их расположат на крышах нескольких городских зданий (в частности, больниц).
Сейчас вертолетные площадки оборудованы в НИИ Скорой помощи имени Джанелидзе, в Детской больнице №1, в ЦПКиО, в Петропавловской крепости, Пушкине, Петродворце и на крыше гостиницы «Амбассадор».
Некуда лететь
Эксперты сомневаются, что сейчас удачное время для развития вертолетного бизнеса. В компании-тезке застройщика – ООО «Альянс-Авиа» - прокомментировали инициативу строительства вертодрома так: «Мы занимаемся вертолетными перевозками как оператор, своего парка у нас нет. В Петербурге слишком узкий рынок, его потребности полностью покрывают две местные компании - «Спарк+» и «Балтийские авиалинии». Чтобы рынок развивался, нужен круг в 600 км вокруг города. То есть в этих пределах должно быть достаточное количество точек, требующих именно вертолетного сообщения. У нас их нет – ни туристическая, ни промышленная сферы не позволяют насытить спрос. Если взять Югру, то вокруг одного только Сургута тысячи месторождений. И добраться туда можно только вертолетом. Поэтому там рынок очень плотный. А у нас пока я не вижу особых перспектив для развития отрасли».
Вице-президент Национальной ассоциации деловой авиации Евгений Бахтин видит главную проблему в разрешительной системе полетов, которая действует в России. Летать в Петербурге на вертолете фактически можно только над Невой. Причем оформление разрешения на полет – чрезвычайно сложная процедура.
Аналитик компании «Энергокапитал» Александр Игнатюк считает, что пока у нас нет серьезной потребности в малой авиации, привлечь средства для строительства подобных объектов будет непросто. По его мнению, об этом можно будет говорить не раньше, чем через пять-семь лет, когда страна окончательно оправится от кризиса.