Минприроды разработало, посвященный утилизации авто документ, который вносит поправки в Кодекс об административных правонарушениях, в ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также в постановление правительства РФ, регламентирующее порядок снятия с учета автотранспортных средств.

Суть предложений в том, что гражданин, который сдаст на утилизацию свое авто, получит сертификат стоимостью 50 тысяч рублей. Эти деньги можно будет потратить только на приобретение новой машины или на покупку качественного бензина. Порядок признания автомашин потерявшими потребительские свойства и снятия их с учета будет упрощен. Законопроект предусматривает передачу муниципалитетам полномочий по контролю за брошенными авто. Бесхозный автотранспорт предлагается передавать в собственность владельцу участка земли, если хозяин машины своевременно не обеспечил его утилизацию. Кроме того, предполагается ввести специальные экологические требования по утилизации.

С идеей поощрения автомобилистов, сдающих свои старые машины на утилизацию, нынешней весной выступил премьер-министр РФ Владимир Путин. Он поручил Минпромторгу, Минфину и Минэкономразвития поручение разработать соответствующую программу. По данным МВД РФ, в стране зарегистрировано свыше 38 млн единиц автотранспортных средств, из которых свыше 48% старше десяти лет. При этом, по данным Министерства природы, по крайней мере 400 тысяч автомобилей брошено владельцами или разукомплектовано.

«Сегодня за владельцами машин законодательно не закреплена обязанность по их утилизации, администрации городов и районов ничего не могут сделать с бесхозными автотранспортными средствами, которые годами ржавеют во дворах домов», – говорит глава Минприроды Юрий Трутнев. По его словам, законопроект о сертификатах на автоутиль в ближайшее время должен получить резолюции министерств транспорта, промышленности и торговли, энергетики, экономического развития и финансов. После этого документ будет внесен на рассмотрение правительства.

Рециклинг вне закона

По информации компании «Авто-Максимум», только 5% из 50 тысяч машин, ежегодно выходящих из эксплуатации, попадают на утилизацию. А по данным петербургского комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, в основном металлические останки гниют во дворах, занимая в общей сложности около 40 га городских земель. Петербург ежегодно тратит на их сбор 30 - 40 млн рублей.

Сотрудник компании «Ленинград авто» (занимается скупкой и восстановлением поломанных транспортных средств) Александр Григорьев считает, что принятие закона о сертификатах на автоутиль сподвигнет петербуржцев активнее сдавать свои машины на переработку. По его словам, за вызов эвакуатора, который бы отправил почившего в бозе железного коня на переработку, сегодня приходится заплатить 1,2-2,5 тысячи рублей. Если утильщики посчитают, что такое авто само по себе ничего не стоит, и не будут выкупать его у владельца, тот окажется в убытке. Поэтому особым спросом такая услуга не пользуется. Впрочем, некоторые компании предлагают вывезти негодный транспорт даром. Но в таком случае они и хозяину ничего не заплатят. «Желающих цивилизованно избавиться от машины, за которую нельзя выручить денег, очень мало, - говорит Александр Григорьев. - Поэтому большинство работающих на этом рынке компаний скупают авто, из которых можно извлечь годные детали, или которые подлежат восстановлению. Если же государство станет стимулировать владельцев таких машин рублем, то они будут уже не так заинтересованы выручить деньги за свои машины».

Однако, как считает глава одной из петербургских компаний по утилизации авто (предпочел остаться инкогнито, так как его «бизнес сильно зависит от чиновников, и ссориться с ними резона нет»), реализовать инициативу Минприроды будет крайне непросто. Прежде всего, потому, что для этого придется создавать систему предприятий, занимающихся утилизацией машин. «Найти для этого землю в Петербурге практически невозможно, а далеко в Ленобласть свою авторухлядь никто не повезет. Нам сдают такие машины, что за них не то что 50 тысяч рублей – вообще ничего не заплатишь. В основном мы платим по 2-3 тысячи рублей за каждую», - рассказал он. Машины, которые можно продать дороже, чем за 50 тысяч рублей, в утиль никто не повезет, а будет ли Минприроды выдавать сертификаты за ничего не стоящие полусгнившие автомобили, пока неизвестно.

По данным компании Rinoka, для создания одного предприятия по разборке авто на запчасти требуется не менее 2 га земли. Как поясняют специалисты, в последние годы число сдаваемых на запчасти машин сокращается, так как разбирают у нас преимущественно отечественные авто, а их на рынке становится все меньше по сравнению с зарубежными марками. Для разборки иномарок требуются площади больше, чем для отечественных, так как для каждой модели нужна индивидуальная площадка. При этом модельный ряд иномарок значительно шире, чем российских машин.

«Я думаю, в городе создавать предприятий по утилизации авто не стоит. Нужно, чтобы это была сеть небольших предприятий вокруг Петербурга, равноудаленных от него», - считает Александр Григорьев.

Строиться такие заводы будут, только если инвесторы получат гарантии окупаемости проектов. Сейчас же таких гарантий нет, так как законодательно вопрос авторециклинга не урегулирован (кстати, с этим связано то, что большая часть данной отрасли действует полулегально). Например, сам процесс вывоза авто на свалку или переработку очень сложен. Городские власти могут забрать бесхозное авто, только если установлен его владелец, так как он должен подписать акт о вывозе транспортного средства. Гражданский кодекс признает бесхозным автомобилем, подлежащим утилизации, машину, год простоявшую без обнаружения хозяина. По оценке комитета по природопользованию, примерно у 80% брошенных машин установить хозяев невозможно.

В западных странах автопроизводство и авторециклинг – единая система. В ЕС действует закон, по которому финансовые обязательства по утилизации автомобилей после окончания срока их эксплуатации возлагаются на производителей. «На переработку отправляется непригодный к эксплуатации автомобиль, освидетельствованный органами, проводящими его техосмотр. Если владелец своевременно не позаботился о техосмотре, он обязан сдать автомобиль на переработку. Не сдал - штраф. Пришел регистрировать новый автомобиль – нужно показать документ о том, куда девался старый», - рассказали в ЗАО «Авантек» (эта компания специализируется на утилизации промышленных отходов, а также брошенных автомобилей, которые она отправляет на переработку на свои дочерние предприятия ООО «Хетек» в Ново-Девяткино и Горелово).

По словам главы Санкт-Петербургской ассоциации рециклинга Вячеслава Прохорова, и в городе, и на федеральном уровне уже давно идет речь о создании законов по авторециклингу. Но пока нет даже готовых законопроектов на эту тему. Правда, в прошлом году в Петербурге вступили в силу изменения в закон об административных правонарушениях, которые должны были ужесточить ответственность граждан за то, что те бросают свои старые машины на улицах. Он предусматривает штрафы за такие нарушения. Однако взыскать эти штрафы в большинстве случаев проблематично. Хотя бы потому, что в законе идет речь о «разукомплектованных транспортных средствах», а что это такое – ни в одном нормативно-правовом акте не описано. Если на газоне лежит, скажем, только «остов» автомобиля, то это, наверное, «разукомплектованная» машина. А если стоит кузов без колес – неизвестно: возможно, просто неисправная.

Координатор петербургского отделения «Гринпис» Игорь Бабанин считает, что если в России будут приняты законы по авторециклингу, аналогичные европейским, то создание автоперерабатывающих предприятий по всем правилам будет вообще невозможно. «Сейчас механизм утилизации авто у нас хоть как-то работает: автомобили дробятся, отделяется металл и отправляется на вторсырье. А если принять законы европейского образца, то необходимо будет сначала сливать все воспламеняющиеся жидкости, отделять опасные элементы и снимать пригодные для продажи запчасти. Это требования европейских экологов. Затраты на организацию аналогичных операций на российских предприятиях сведет их рентабельность к нулю», - говорит Игорь Бабанин.

 

Текст: Ольга Мягченко, Николай Стрельников, Алексей Коновалов