Компания ООО «Торгово-промышленная фирма «Энит» собирается построить вместо своего временного павильона около Витебского вокзала капитальный торговый комплекс из трех зданий. Еще в мае этого года гендиректор «Энита» Сергей Лазуткин рассказывал журналистам, что новый торговый комплекс займет участок площадью 1150 кв. м юго-восточнее пересечения Загородного проспекта с Введенским каналом. Общая площадь комплекса должна составить 2 тыс. кв. м. Объем инвестиций - около $1 млн.

Однако когда 23 июня проект был вынесен на заседание правительства Петербурга, он вызвал крайне негативную реакцию у губернатора Валентины Матвиенко: «Они же вид на вокзал закроют! Зачем вы это делаете? У нас что, больше негде строить? Мне это не нравится, я против».

«Они просто хотят легализовать свои временные строения», - предположил вице-губернатор Михаил Осеевский.

Председатель комитета по строительству Вячеслав Семененко попытался тогда защитить проект, объясняя, что участок, о котором идет речь, находится «в отдалении от Витебского вокзала» и расположен в глубине квартала. Между тем Сергей Лазуткин в свое время заявлял, что «участок примыкает к зданию Витебского вокзала, объекту культурного наследия федерального значения, а потому проектирование и строительство будет проходить под контролем КГИОП». Действительно, застраиваемый участок ограничен Введенским каналом, Загородным проспектом и проездом у Витебского вокзала.

После недолгих препирательств со своими подчиненными Валентина Матвиенко заявила тогда: «Я сама съезжу на место и посмотрю».

ООО «ТПФ «ЭНИТ» работает на рынке с 1992 года и входит в группу компаний, реализующих ряд инвестиционно-строительных проектов, среди которых ТЦ «Артем» у метро «Спортивная» и комплекс «Галерея Априори» на Большом пр. П.С. (застройщик - ООО «Атлас»).

Один из этих объектов Валентина Матвиенко раскритиковала еще два года назад на заседании правительства после объезда Петроградского района. Торговый комплекс «Артем», расположенный рядом с дворцом спорта «Юбилейный», она охарактеризовала как «не пойми что».

Кстати, ООО «Файн», совместно с которым «Энит» разрабатывал проект планировки участка у вокзала, в декабре 2007 года уже получало здесь же надел под изыскания (постановлением правительства Петербурга от 11.12.2007 № 1600). Но площадь его тогда составляла всего 277 кв. м. Еще раньше – осенью 2005-го – той же «Файн» отдавали все тот же участок для строительства торгового павильона (постановление правительства от 13.09.2005 № 1371).

Согласно ФЗ «Об охране объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», возводить капитальные строения в такой близости к историческим памятникам, каковым является здание Витебского вокзала, запрещено.

Но этот запрет не помешал Смольному разрешить реализацию проекта. В минувший вторник, когда он вновь был вынесен на заседание правительства, ни у кого из чиновников вопросов, связанных с ним, не возникло. На этот раз «Энит» получил участок под изыскания.

Как отмечают эксперты, сейчас идет жесткая борьба среди инвесторов именно за такие наделы, которые расположены в очень проходимых местах. Свободных пятен с такой локацией в городе почти нет.

«Посещаемость торговых центров в начале 2009 года упала на 15%. Покупателей в магазинах стало меньше на 10-30%», - говорит директор по маркетингу Becar Realty Group Наталья Черейская. При этом падение покупательской активности сказалось не на всех торговых центрах. В среднем в торговых комплексах высвобождается примерно 10-30% помещений. Но если в «Северном молле» на проспекте Культуры пустует около 80% площадей, то в ТРК «Сенная» и «Пик» все занято, и есть конкуренция между арендаторами.

«Еще до кризиса существовало большое количество вакантных площадей в объектах, обладающих плохими архитектурно-планировочными решениями, находящихся на улицах с низким трафиком», - продолжает Наталья Черейская. А вот объекты с удачной локацией, к которым, безусловно, относятся и торговые комплексы около вокзалов, кризиса практически не ощутили. Для сравнения: по данным руководителя отдела оценки АРИН Инны Поповой, «на Загородном проспекте величина арендных ставок на встроенные помещения начинается от 600 рублей за кв. м в месяц. Если же речь идет о помещении, которое расположено непосредственно у станции метро Пушкинская (Витебский вокзал), то там ставка аренды может доходить до 2000 рублей за кв. м в месяц». При этом расценки на торговые помещения, например, на 7-й Красноармейской улице, неподалеку от метро «Технологический институт» (тоже не самое глухое место), – 1000 рублей за «квадрат» в месяц.

Не исключено, что активнее заняться согласованием своего проекта компанию «Энит» подстегнуло недавнее решение руководства ОАО «Российские железные дороги» выставить вокзалы на арендные торги. РЖД рассчитывает получить в качестве арендаторов крупных торговых операторов, а это значит, что грядет передел торговых помещений на вокзалах. Заручившись же санкцией Смольного на строительство ТК, «Энит» не только будет застрахован от «вылета» с удачного торгового места, но и сможет принять субарендаторов, вынужденных покинуть петербургские вокзалы, если они не смогут договориться с новыми управленцами.

Текст: Ольга Мягченко, Николай Стрельников, Алексей Коновалов