Завтра правительство Петербурга рассмотрит отраслевую схему развития и размещения объектов инфраструктуры воздушного транспорта на период до 2015 года с прогнозом до 2025-го. Ее разработали ЗАО «Петербургский НИПИГрад» совместно с ОАО «Ленаэропроект» по заказу городского комитета по транспортно-транзитной политике (КТТП). К этой идее Смольный подступает уже не первый год, но пока безуспешно. В начале нынешнего года, когда схема вчерне была готова, глава КТТП Николай Асаул говорил, что утверждение ее должно состояться во втором квартале. Однако потребовались доработки, и сроки перенесли.
По замыслу авторов схемы, к 2025 году авиаузел Петербурга должен состоять из международного аэропорта Пулково, аэропорта деловой авиации Левашово (он будет создан на базе одноименной военной воздушной площадки), аэродрома Кронштадт (его задача – обслуживание гидросамолетов и судов сверхмалой авиации), а также сети вертолетных площадок (26 объектов, из которых 2 – ныне действующие) и вертодромов (5 объектов) общего пользования. Причем речь идет не только о вертолетах МЧС или медицинских служб, но и о возможности использования этих площадок для личных авиасредств граждан и частных компаний.
По данным КТТП, к 2008 году почти половину пассажирооборота Пулково (46% из прошедших через аэропорт 7,071 млн пассажиров) составили внутрироссийские перевозки. КТТП прогнозирует дальнейший рост внутренних авиаперевозок, в том числе и деловой авиации, и намерен для этого создать инфраструктуру.
Вся она разместится на 2160,6 га петербургских земель, из которых существующие авиа-объекты (по большей части не действующие или используемые лишь от случая к случаю) занимают 2012,86 га. Остальное – участки, которые будут зарезервированы для возведения новых объектов. В частности, 19 га отдадут под вертодром в промзоне «Каменка», 21 га – в производственной зоне «Предпортовая-2», 73,94 га – под вертодром в Пушкине (юго-западнее дома №11 по Гатчинскому шоссе). Вертолетные площадки появятся на зарезервированных участках площадью 0,65-0,7 га около СКК на проспекте Гагарина, рядом с пассажирским портом «Морской фасад» на Васильевском острове, на развязках КАД в Парголово, Шушарах, на Ржевке, на пересечении кольцевой дороги с Софийской улицей, Пискаревским, Шафировским проспектами, Таллинским и Краснофлотским шоссе и т.д. Кроме того, их расположат на крышах нескольких городских зданий (в частности, больниц).
За чей счет
Авторы программы считают, что в основном она должна быть реализована за счет частных инвестиций. Необходимый объем средств КТТП пока не называет. Между тем, по оценкам экспертов, строительство самой простой вертолетной площадки стоит около 60 – 70 млн рублей, организация посадочного пункта для вертолета на крыше дома увеличивает сметную стоимость здания примерно в 1,5 раза. Специалисты затрудняются определить объем инвестиций, необходимый для сооружения вертодрома, поясняя, что все зависит от количества запланированных посадочных мест, степени оснащенности поля, его назначения и т.д.
Сейчас вертолетные площадки оборудованы в НИИ Скорой помощи имени Джанелидзе, в Детской больнице №1, в ЦПКиО, в Петропавловской крепости, Пушкине, Петродворце и на крыше гостиницы «Амбассадор». Если полеты от Петропавловки довольно популярны среди туристов (это взлетное место используется и для посадки-высадки прибывающих в Петербург высокопоставленных чиновников), то остальные площадки почти не задействованы. Например, обе названные больницы за год только 15 раз прибегали к услугам авиации. А «Амбассадор» принимал вертолеты лишь дважды, причем один раз – в день своего открытия.
«Мы не в Канаде»
Эксперты довольно осторожно оценивают авиационные планы Смольного. Руководитель авиационного информагентства BizavNews Дмитрий Петроченко вспоминает, что в Москве была похожая история, когда несколько лет назад столичное правительство приняло программу развития авиации. Но московские власти столкнулись с множеством проблем при ее реализации. «Прежде всего, инвесторам для того, чтобы они были готовы вкладываться в проекты строительства авиационной инфраструктуры, нужны «прозрачные» гарантии, что их вложения окупятся в течение 7-9 лет. Таких гарантий сегодня им никто дать не может, так как развитию городской авиации мешает целый ряд проблем. Одна из них – система согласования маршрутов полетов. В отличие от Европы и Америки, где развита general avation и где у граждан достаточно много личного авиатранспорта, к сожалению, у нас эта система не уведомительная, а разрешительная. Оформлять разрешения на полеты – долго и дорого. Поэтому летать на собственном самолете по своим бизнес-делам могут себе позволить лишь единицы россиян. Если вы торговая компания, и вам нужно оформить такое разрешение, чтобы перевезти свои грузы, то, возможно, вы и выберете этот путь. Но если вы частное лицо, то проще и быстрее в конечном итоге будет добраться наземным транспортом. Так что я не думаю, что тема развития внутригородского авиасообщения и general avation в ближайшее время будет вызывать ажиотаж среди инвесторов», - говорит Дмитрий Петроченко.
С этим согласен аналитик компании «Энергокапитал» Александр Игнатюк. Он считает преждевременным вопрос о привлечении инвестиций частного капитала в авиационную отрасль, особенно в развитие вертолетной инфраструктуры. «Даже программа развития аэропорта Пулково сейчас испытывает трудности по привлечению инвестиций. Причем не столько в реконструкцию самих взлетно-посадочных полос и строительство собственно аэропортовых объектов, сколько в создание сопутствующей инфраструктуры: гостиничной, офисной, торговой. Востребованность коммерческой недвижимости сейчас очень низка, и в ближайшее время не стоит ждать улучшений. Возможно, часть обозначенных в программе правительства объектов и найдет инвесторов, но это будут, безусловно, не все 26 вертолетных площадок и пять вертодромов. Какие-то объекты VIP-уровня или для специального использования (например, для МЧС) будут построены. Но пока у нас нет такой потребности в малой авиации, как, скажем, в Канаде, где огромные пространства, вся территория изрезана озерами, и в некоторые населенные пункты кроме как на вертолете не добраться. У нас все же достаточно развита сеть железных и автодорог. Наземный транспорт по сравнению с авиасообщением существенно дешевле. К тому же в Ленобласти есть довольно много площадок, которые в случае необходимости используются в том числе и для вертолетного сообщения. Так что создавать параллельную инфраструктуру в Петербурге сейчас слишком расточительно. Речь об этом может идти в более отдаленной перспективе, когда мы выйдем из кризиса – не раньше, чем через пять-семь лет», - резюмирует Александр Игнатюк.
Полет мысли
Кстати, Ленобласть полтора года назад тоже объявляла о планах по развитию местной авиации. В частности, правительство Ленобласти выступило с инициативой создать на базе аэродрома Вещево под Выборгом Северо-Западный центр региональной авиации. «С этого аэродрома смогут осуществляться межрегиональные и даже международные перевозки. Они повысят мобильность населения и решат проблему связей между субъектами федерации», – год назад рассказывал глава областного комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Леонид Теребнев. По его мнению, из Вещево можно было бы летать в Псков, Великий Новгород, Карелию, Финляндию и Прибалтику. Леонид Теребнев предлагал также в качестве площадки для международных и региональных перевозок развивать Кировск.
Однако прошлый год благодаря случившемуся кризису и резкому росту цен на керосин охладил авиационный пыл областных чиновников. От своих планов они пока не отказываются, но откладывают их в долгий ящик.
Приложение к Основным положениям отраслевой схемы развития и размещения объектов инфраструктуры воздушного транспорта на территории Санкт-Петербурга
ПРИМЕРНЫЙ АДРЕСНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ объектов инфраструктуры воздушного транспорта на территории Санкт-Петербурга
№ п/п | Наименование объекта инфраструктуры воздушного транспорта на территории Санкт-Петербурга (наименование объекта, по отношению к которому объект инфраструктуры воздушного транспорта является вспомогательным) | Адрес объекта инфраструктуры воздушного транспорта на территории Санкт-Петербурга |
Примерная площадь территории объекта инфраструктуры воздушного транспорта на территории Санкт-Петербурга , га | |
существующие, реконструируемые объекты |
вновь размещаемые объекты | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Аэропорты и аэродромы | ||||
1 | Международный аэропорт "Пулково" | ул. Пилотов д. 18, корп. 4 | 1450,26 | - |
2 | Аэродром (аэропорт) "Левашово" | пос. Левашово, Горское шоссе (юго-восточнее пересечения с ул.Володарского) | 546 | - |
3 | Аэродром "Кронштадт" | западнее пересечения КАД и Кронштадского шоссе | 5,2 | - |
ИТОГО | 2001,46 | 0 | ||
Вертодромы | ||||
4 | Вертодром "Стрельна" | пос. Стрельна (севернее Береговой ул.) | 6 | - |
5 | Вертодром "Пулково" | южнее дома № 29/12, литера А по Пулковскому шоссе | 4 | - |
6 | Вертодром "Каменка" | промышленная зона "Каменка" | - | 19 |
7 | Вертодром "Предпортовый" | производственная зона "Предпортовая-2" | - | 21 |
8 | НИИ Скорой помощи им. Джанилидзе | ул. Будапештская д. 3/5* | 0,7 | - |
9 | Детская больница №1 | ул. Авангардная д. 14* | 0,7 | - |
10 | Клинический госпиталь ГУВД | пр. Культуры д.2* | - | 0,7 |
11 | Дорожная клиническая больница | пр. Мечникова д. 27* | - | 0,7 |
12 | Городская больница №36 | г. Кронштадт, ул. Газовый завод д. 3* | - | 0,7 |
13 | Городская больница №40 | г. Сестрорецк, ул. Борисова д. 9* | - | 0,7 |
14 | Городская больница №37 | г. Петродворец, ул. Константиновская д. 1* | - | 0,7 |
15 | Городская детская больница №22 (Колпино) | ул. Госпитальная д. 5/7 (Заводской пр. д. 1, лит. А)* | - | 0,7 |
16 | Городской онкологический диспансер | пр.Ветеранов д. 56* | - | 0,7 |
17 | Федеральный центр сердца и крови им. Алмазова | 3-я линия 1-й половины, участок 2 (cевернее пересечения с ул. Аккуратова)* | - | 0,7 |
18 | Клиника №2 Всероссийского центра экстренной и рациационной медицины МЧС России | южнее пересечение ул. Оптиков с ул. Камышовой* | - | 0,7 |
19 | КАД: Парголово | пересечение КАД с Выборгским шоссе (КАД, участок 1 (развязка на пересечении с Выборгским шоссе))* | - | 0,65 |
20 | КАД: Пискаревский проспект | пересечение КАД с Пискаревским пр.(КАД, участок 5 (от Пискаревского проспекта до Безимянного ручья))* | - | 0,65 |
21 | КАД: Шафировский проспект | пересечение КАД с Шафировским пр. (КАД, участок 62 (развязка на пересечении с Шафировским проспектом))* | - | 0,65 |
22 | КАД: Ржевка | пересечение КАД с Рябовским шоссе (КАД, участок 65 (от Горелого ручья до Рябовского шоссе))* | - | 0,65 |
23 | КАД: Софийская улица | пересечение КАД с Софийской ул.* | - | 0,65 |
24 | КАД: Шушары | пересечение КАД с Московским шоссе (КАД, участок 28 (развязка на пересечении с Московским шоссе))* | - | 0,65 |
25 | КАД: Таллинское шоссе | пересечение КАД с Таллинским шоссе* | - | 0,65 |
26 | КАД: Краснофлотское шоссе | пересечение КАД с Краснофлотстким шоссе (Комплекс защитных сооружений от наводнений, участок 20)* | - | 0,65 |
27 | Пассажирский порт Санкт-Петербург (объект №1) | северная часть намывной территории Василевского о-ва (Невская губа, участок 2 (западнее Васильевского о-ва, квартал 1)* | - | 0,65 |
28 | Пассажирский порт Санкт-Петербург (объект №2) | южная часть намывной территории Василевского о-ва (Невская губа, участок 2 (западнее Васильевского о-ва, квартал 1)* | - | 0,65 |
29 | Парк им. 300-летия Санкт-Петербурга | южная часть парка им. 300-летия Санкт-Петербурга (Приморский пр. д. 74, лит. А)* | - | 0,7 |
30 | Стадион на Крестовском острове | центральная часть Приморского парка Победы (Северная дорога д. 12)* | - | 0,7 |
31 | Таврический сад | юго-западная часть Таврического сада (Шпалерная улица д. 47 лит. А)* | - | 0,7 |
32 | Петербургский спортивно-концертный комплекс | севернее пересечения ул. Бассейной и пр. Гагарина (проспект Юрия Гагарина д. 8)* | - | 0,7 |
33 | Ледовый дворец | пр. Пятилеток д. 1, лит. А* | - | 0,7 |
34 | Вертодром "Пушкин" | юго-западнее дома № 11по Гатчинскому шоссе | - | 73,94 |
ИТОГО | 11,4 | 130,24 | ||
Объекты навигации и управления воздушным движением | ||||
35 | Санкт-Петербургский укрупненный центр единой системы организации воздушного движения | Пулковское шоссе д. 29/12 литера А | - | 17,5 |
ИТОГО | 17,5 | |||
ВСЕГО | 2012,86 | 147,74 |
* Место расположения на территории земельного участка объекта инфраструктуры воздушного транспорта, являющегося вспомогательным по отношению к объектам основного или услово разрешенного вида использования на территории земельного участка, подлежит определению в соответствии с требованиями технических регламентов и иными требованиями в соответствии с действующим законодательством.