За два с половиной года рассмотрения законопроекта эксперты высказывали немало мнений о целесообразности изменений именно процессуального законодательства. Считалось, что внедрение новых методов разрешения корпоративных конфликтов должно подразумевать корректировку законов о работе юридических лиц, а не изменение нормативных актов о деятельности судов различных инстанций. Однако законодатели все же решили пойти по пути наименьшего сопротивления: по большей части, принятый документ вносит изменения в Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

Рейдерские инновации

После того, как закон вступит в силу, будет полностью нивелирована возможность принятия взаимоисключающих решений по искам, связанным с одним и тем же корпоративным спором. Сегодня широко распространена практика судебных разбирательств не по месту нахождения хозяйствующего субъекта. Таким образом, разные инстанции могут выносить в отношении компании противоречивые решения, что зачастую играет на руку рейдерам.

Все полномочия по рассмотрению споров и принятию обеспечительных мер закреплены за арбитражными судами по месту нахождения компании, в отношении которой ведется разбирательство. Суды общей юрисдикции отныне будут лишены соответствующих прав.

По мнению руководителя отдела юридического бюро «Падва и Эпштейн» Ольги Кузуб, одна из главных целей принятия этого документа заключается в том, чтобы объединить в одном деле все споры в отношении юридического лица (например, связанные с эмиссией ценных бумаг, правами акционера, назначением директора и т.д.)

По ее словам, это позволит исключить случаи принятия незаконных обеспечительных мер, связанных со злоупотреблением своими правами одной из сторон спора - рейдером.

Без задержек

Кроме того, документ сокращает срок обжалования определений суда с 30 до 14 дней. Предусмотрена и обязательная процедура извещения о процессе тех лиц, чьи права могут быть затронуты: отсутствие такого требования зачастую приводило к пересмотрам судебных решений.

По словам заместителя начальника отдела правового сопровождения инвестиционных проектов юридической компании Rightmark group Павла Ильиных, утвержденный законопроект поможет разрешить большинство спорных ситуаций, связанных с корпоративными конфликтами.

«Ни для кого не секрет, что качество производства в арбитражных судах значительно выше, чем в инстанциях общей юрисдикции, которые рассматривают некоторые корпоративные споры. С другой стороны, это значительно увеличит загрузку арбитражных судов, что может отрицательно сказаться на качестве производства», - считает Павел Ильиных.

Вместе с тем, по его словам, принятие этого документа является исключительно своевременным. Дело в том, что рейдеры уже давно нашли способы обходить действующее законодательство, регулирующее корпоративные споры.

В нужном русле

По словам юриста адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Владимира Кузнецова, на момент разработки и внесения законопроекта в Госдуму проблема корпоративных захватов получила свое наибольшее развитие.

По данным Следственного комитета при МВД РФ, в то время наблюдалось постоянное увеличение количества рейдерских атак: если в 2005 году органы правопорядка работали с 346 уголовными делами о незаконных слияниях-поглощениях, то в 2006-м количество уголовных дел возросло до 458. В нынешнем году количество подобных дел снизилось до 152.

«Проблема продолжает оставаться актуальной. В наибольшей степени атаке рейдеров подвержены компании, специализирующиеся в сфере недвижимости и землепользования», - отметил Владимир Кузнецов.

Сегодня рейдеры используют несколько схем недружественных поглощений. Прежде всего, это так называемое искусственное раздувание долгов, когда у компании появляются многочисленные обязательства перед кредиторами. В случае если фирма не в состоянии расплатиться по долгам, она будет вынуждена продать свои активы конкурентам.

Еще один способ завладения чужим имуществом появился относительно недавно. Речь идет об одновременном выкупе облигаций компании при снижении их стоимости. При наличии финансовых ресурсов можно приобрести ценные бумаги и единовременно предъявить их к оплате. Если компания не сможет их погасить, то окажется банкротом. После чего происходит назначение арбитражного управляющего, запускается процедура конкурсного производства и происходит фактический захват предприятия.

Чужое – значит мое

Участники рынка считают, что проблема рейдерства актуальна для тех сфер экономики, деятельность которых непрозначна, а система управления – не совсем легальна.

По мнению председателя совета директоров Агентства развития и исследований в недвижимости Андрея Тетыша, защититься от рейдерских атак позволяет лишь профессиональное решение вопросов управления и эксплуатации недвижимостью. «Основной целью рейдерских атак становится предприятия, владеющие значительным имуществом, но не умеющие с ним профессионально работать», - отметил Андрей Тетыш. 

По его словам, предприятия, работающие в сфере недвижимости, практически не подвергаются захватам.

Сейчас количество криминальных рейдерских захватов значительно ниже, чем несколько лет назад, однако актуальность проблемы сохраняется. При этом, как считают участники рынка, рейдерство далеко не всегда носит негативный характер. «На рынке постоянно происходят законные сделки слияния-поглощения, когда давление на контрагента исключительно законными методами осуществляется. В условиях кризиса этот процесс может активизироваться», - считает Андрей Тетыш.

Недвижимость без криминала

Заместитель председателя совета директоров ГК «Гласс Дизайн» Александр Фетискин заявил, что в последнее время не слышал о случаях рейдерских захватов на рынке недвижимости. Однако, по его словам, проблема не теряет своей актуальности.

«Сейчас можно говорить о временном затишье в работе рейдеров. Во-первых, стоимость основных средств и объектов недвижимости за последнее время существенно снизилась. Таким образом, затраты на захват могут превысить размеры будущей прибыли от объекта. Во-вторых, громкие дела о рейдерских захватах начали приводить к позитивным изменениям в законодательстве», - отметил Александр Фетискин.

Генеральный директор компании «Альфа-Инвест» Сергей Себелев отметил, что случаев захвата компаний, работающих на рынке недвижимости, в последнее время не происходило. «В основном рейдеров интересовала недвижимость компаний, которые работали в других отраслях. Часто это производственные предприятия, имеющие землю и недвижимые активы», - говорит он.

С другой стороны, по мнению участников рынка, исключать возможность рейдерских захватов в будущем нельзя. Особенно – в период финансовой нестабильности.

«Не так важно, в какой именно сфере работает компания, интересующая рейдеров. В первую очередь, их интересуют предприятия, имеющие финансовые трудности из-за падения рынка, у которых в активе есть ликвидные объекты недвижимости», - считает Александр Фетискин.

По словам старшего юриста компании «Пепеляев, Гольцблат и Партнеры» Варвары Кнутовой, принятие законопроекта вряд ли приведет к снижению количества корпоративных споров. «Это неотъемлемая часть деловой активности, где всегда присутствуют сильные и слабые участники. В то же время стоит надеяться, что поправки в процессуальное законодательство положат начало цивилизованным способам разрешения таких конфликтов и будут способствовать решению проблемы «рейдерских захватов», - отметила Варвара Кнутова.
По ее словам, больше всего рейдеров интересует не сами предприятия, а их недвижимость - наиболее стабильные и ликвидные активы. «По ряду экономических и юридических причин ценные объекты недвижимости преимущественно находятся в собственности юридических, а не физических лиц.  Это обстоятельство позволило рейдерам разработать и довести до совершенства сценарий захвата: рейдеры не выводят объект недвижимости, а захватывают компанию целиком», - говорит она. 

 

Текст: Сергей Бардин