Общий долг «Макромира» перед банком составляет 5,53 млрд рублей. В виде обеспечения по кредитам Сбербанка заложены два ТРК — «Феличита-Коллонтай» и «Феличита-Пионерская». По мнению экспертов, следующим шагом станет либо передача заложенных торговых комплексов девелоперской дочке госбанка, «Сбербанк-капиталу», либо продажа ее через независимого брокера. По данным «БН.ру», в ближайшее время банк подпишет соглашение с одной из петербургских консалтинговых компаний на реализацию обоих ТРК.

Кредитный договор был заключен 11 августа 2006 года сроком до 2016 года. Однако в связи с тем, что с ноября 2008 года заемщик прекратил выплаты по кредиту, банк подал в суд иск о досрочном истребовании задолженности. Всего в течение 2006 года между «Макромиром» и Сбербанком было подписано шесть кредитных договоров на 1,14 млрд рублей, 1,77 млрд рублей, 1,28 млрд рублей, 610 млн рублей, 621 млн рублей и 718 млн рублей.

Прочим кредиторам «Макромир» заложил ТРК «Французский бульвар», «Фиолент» и «Родео-Драйв». Суммарный долг «Макромира», по оценкам экспертов, составляет около 8 млрд рублей. В «Макромире» отказались давать какие-либо комментарии до того как компания получит на руки решение суда. «Мы приветствуем любое решение суда. Но мы настаиваем, что большая часть этих денег была потрачена на покупку активов, которые теперь принадлежат Павлу Андрееву (главе группы ЛЭК и бывшему совладельцу «Макромира»). Поэтому ничего комментировать не будем. Лучше все уточнить у господина Андреева», - заявил PR–директор «Макромира» Константин Виноградов. В ЛЭК на момент публикации на претензии «Макромира» официально не ответили.

Вразнос

Активы банку могут достаться не целиком: в некоторых своих ТРК «Макромир» («Феличита-Пионерская») предлагал арендаторам выкупить помещения в собственность. Эту информацию на условиях анонимности «БН.ру» подтвердили несколько участников рынка.

«С разрешения банка – залогодержателя Макромир, безусловно может продать свои ТРК. Для этого он должен предварительно обратиться в банк с заявлением и предоставить все документы по проекту сделки: финансовые показатели, порядок расчетов и т.д. При такой сделке, как правило, алгоритм взаиморасчетов подразумевает, что деньги от сделки пойдут не на счет Макромира, а в счет погашения кредиторской задолженности. Таким образом, будут максимально защищены интересы банка-залогодержателя. Такие схемы взаиморасчетов при продаже залога с разрешения залогодержателя - принятая практика в сегодняшнем деловом обороте», - говорит начальник отдела сопровождения инвестиционных проектов юридической компании Rightmark group Евгения Петрова. По ее словам без разрешения банка продать объект, либо его часть, юридически невозможно.

В тоже время участники рынка считают, что проекты «Макромира» интересны именно в комплексе. «Сейчас реализованные проекты «Макромира» можно назвать условно рентабельными. Условно – в силу кризисных явлений в экономике. Показатели заполняемости их ТРК на сегодняшний момент неплохие, за исключением разве что некоторых объектов с тенденцией к освобождению площадей (например, Родео Драйв). Но это связано с общей рыночной тенденцией освобождения торговых площадей определенными арендаторами, торговый сегмент которых в наиболее тяжелой ситуации. В любом случае сейчас реализация даже ликвидных объектов возможна лишь с достаточно существенным дисконтом от оценочной стоимости объекта на момент кредитования. Типичный дисконт по крупным проектам на сегодняшнем рынке – это цена в два-два с половиной раза ниже цены на середину 2008 года», - замечает директор по консалтингу и оценке Becar Realty Group Игорь Лучков.

Летом прошлого года Jones Lang LaSalle оценивал стоимость активов «Макромира» в $641,7 млн. Получается, что теперь стоимость активов может составить около 7-9 млрд рублей.

Окончательно ситуация прояснится в конце июля. На это время назначено заседание суда, на котором, скорее всего, будет введена процедура внешнего наблюдения. Еще 1 апреля «Макромир» подал иск о банкротстве, однако до сих пор внешнее наблюдение в компании введено не было - следующее судебное заседание пройдет 24 июля.

 

Текст: Павел Никифоров