Сегодня в Смольном были подведены итоги концессионного конкурса на право развития Пулково. Победителем стал консорциум ООО «Воздушные ворота северной столицы» в составе германского аэропортового оператора Fraport AG, Horizon Air Investment (дочерняя компания Copelouzos Group, Греция), которая займется юридической стороной реализации проекта, и инвестора VTB Bank Europe PLC. По словам президента ОАО «Банк ВТБ» Андрея Костина, банку в составе консорциума будет принадлежать контрольный пакет акций Пулково, остальные акции поделят два других участника.

Отбор проходил по трем критериям: оценивались юридическая, техническая и финансовая составляющие заявок участников. Как сообщила губернатор Валентина Матвиенко, победитель предложил наилучшие финансовые условия: с момента запуска обновленного Пулково он будет отчислять в бюджет города ежегодно по 11,5% от доходов аэропорта. Это свыше 1 млрд рублей.

Миллиард от победителя

Инвестиции в проект создания в Петербурге международного авиахаба составят около 1,3 млрд евро, победитель получает право управлять объектом в течение 30 лет с момента подписания соглашения о государственно-частном партнерстве (ГЧП), которое должно состояться 2 ноября 2009 года. В состав ГЧП войдут помимо концессионера правительство Петербурга и аэропорт Пулково.

«Мы уже получили согласие Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития и Citigroup на выделение кредитных средств в размере до 400 млн евро для реконструкции аэропорта. Еще 10 млрд рублей готов предоставить на эти цели Внешэкономбанк», - заявила Валентина Матвиенко. По ее словам, чтобы ускорить подготовку соглашения, «некоторые процессы придется запараллелить». В частности, уже можно начинать изыскательские работы на территории аэропорта.

Строительство предполагается начать в будущем году, первая очередь будет введена в эксплуатацию в 2013-м. К 2025 году, по расчетам Смольного, аэропорт сможет принимать до 22 млн пассажиров в год (в прошлом году пассажиропоток составил 7,4 млн).

Из семи участников конкурса, прошедших предквалификационный отбор, в финал вышли три международных консорциума. Помимо победителя - это ОАО «Петропорт-концессия» (включает авиаоператора Flughafen Wien AG, инвесторов ЗАО «Лидер» и ЗАО «Акционерный банк газовой промышленности «Газпромбанк»), а также ООО «Невский аэропорт» (оператор Changi Airports International Pte.Ltd., инвестор - компания, аффилированная с группой «Базовый элемент»).

За высокой маржой

В качестве независимого эксперта по техническим параметрам при анализе заявок участников конкурса были приглашены специалисты Международной ассоциации воздушного транспорта (International Air Transport Association, IATA). Как считают эксперты IATA, из трех участвовавших в конкурсе аэропортовых операторов, Fraport больше других подходит для тех задач, которые ставит перед концессионером Смольный.

«Город мечтает о хабе, и его устройство логично в Петербурге. А франкфуртский аэропорт – это огромный международный авиаузел, своеобразный город в городе. В Германии даже есть шутка, что Франкфурт – это всего лишь часть аэропорта Fraport. Так что кому ж и заниматься созданием хаба в Петербурге, как не ему», - считают в IATA.

Как отмечает аналитик компании «Тройка Диалог» Кирилл Казанлин, Fraport наверняка привнесет в Петербург не только пресловутый немецкий педантизм, эффективный менеджмент, более жесткий контроль над расходами, технологические ноу-хау, которые позволят повысить качество и долговечность элементов аэропорта. Но и будет внедрять свои принципы отбора компаний, занимающихся на территории Пулково неаэропортовой деятельностью. «Гостиницы, рестораны, торговля – все это очень высокомаржинальные виды бизнеса, которые могут стать хорошим дополнением к основной деятельности Пулково. Тарифы же на услуги, связанные с авиаперевозками, жестко контролируются антимонопольными структурами», - считает Кирилл Казанлин.

По данным компании «Ренессанс Капитала», в ведущих европейских аэропортах доходы от нее составляют как минимум половину прибыли. В России же этот показатель обычно не превышает 25%. По информации пресс-службы ОАО «Аэропорт Пулково», по итогам прошлого года они составили у этой компании более 20%, прибавив к показателю 2007-го 5%.

Кирилл Казанлин не исключает, что Fraport в Пулково будет действовать по тем же принципам, что и в московском аэропорту Шереметьево, где он с 2004 года выступает в качестве консультанта по управлению. Там специалисты прежде всего посоветовали топ-менеджерам избавиться от мелких торговых точек и пригласить крупные сети с известными брендами. Вокруг петербургского аэропорта уже сейчас формируется зона коммерческой застройки, которая будет включать гостиницы, торговые и офисные комплексы и т.д. Специалисты считают, что объекты с такими же функциями должны появиться и на территории самого аэропорта.

Справка БН

Fraport AG — немецкая компания, владеет и управляет международным аэропортом во Франкфурте-на-Майне с пассажиропотоком около 55 млн человек. Также управляет аэропортами Франкфурт-Хан, Ганновер и Саарбрюккен (Германия), Лима (Перу), международным аэропортом Анталия (Турция) и терминалом в аэропорту Brisbane (Австралия). В целом пассажиропоток всех аэропортов, находящихся в управлении Fraport, составляет около 80 млн человек.

Текст: Ольга Мягченко