Комитет Совета Федерации по промышленной политике одобрил законопроект, корректирующий ФЗ «О концессионных соглашениях», который в мае этого года внесла в Госдуму группа депутатов «Единой России». Авторы законопроекта предлагают разрешить менять условия конкурсной документации по выбору концессионеров для строительства автодорог и инженерных сооружений транспортной инфраструктуры.

Председатель комитета СФ по промышленности Валентин Завадников считает, что в закон нужно внести ограничения – указать, что речь может идти только о двух пилотных транспортных проектах - строительстве скоростной трассы Москва - Петербург и нового выхода на МКАД с автодороги М-1 «Беларусь» (Москва-Минск).

«Из-за экономического кризиса изменилась мировая финансовая конъюнктура, а потому и параметры финансового участия инвесторов в этих проектах требуют корректировки. Однако мы считаем необходимым указать в тексте законопроекта, что предлагаемые нормы носят временный характер, и установить сроки их действия», - отметил Валентин Завадников.

Законопроект допускает: изменение сроков и определение этапов предоставления концессионеру земельных участков; изменение сроков и определение этапов создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения; изменение состава и технических характеристик отдельных элементов объекта концессионного соглашения; снижение сметной стоимости объекта концессионного соглашения, предложенной победителем конкурса.

Один - ноль в пользу Франции

Соглашение с победителем концессионного конкурса на строительство первого отрезка трассы Москва – Петербург на участке 15-й – 58-й км Минтранс еще не подписал. Хотя итоги конкурса были подведены еще в октябре прошлого года, победило ООО «Северо-Западная концессионная компания» (СЗКК – в ее составе группа Vinci и входящая в нее Eurovia Travaux Ferroviaires, французская компания, специализирующаяся на строительстве транспортной инфраструктуры).

Тогда глава Минтранса Игорь Левитин говорил, что уже в июне 2009 года начнется строительство отрезка. Теперь соглашение обещают подписать в июле, а на стройплощадку выйти «до конца года». Руководитель Росавтодора Олег Белозеров пояснил, что помимо финансовых проблем проект тормозят и имущественные. «Возникают и технические проблемы, связанные с выкупом участков земли, переносом коммуникаций, кадастрированием», - говорит Олег Белозеров.

Этой весной Игорь Левитин говорил, что победитель не отказался от участия в проекте.

А во вторник, 16 июня, министр экономики Франции Кристин Лагард в ходе XVI сессии Российско-Французского совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам еще раз подтвердил готовность компании Vinci к подписанию концессионного соглашения с Росавтодором.

По ту строну секвестра

Строительство будущей магистрали поделено на две очереди. Первая, пилотная, – с 15 по 58-й км, вторая, основная - 58-й – 684-й км. В прошлом году в ходе конкурса Минтранс выбрал в качестве проектировщика второго участка компанию ОАО «Союздорпроект».

Первоначально предполагалось открыть трассу уже в 2010 году. Однако из-за задержек с организацией конкурсов сроки были перенесены: строительство должно завершиться в 2015 году. Стоимость всего проекта – 570 млрд рублей, из которых около 230 млрд - внебюджетные источники. Расчетная скорость движения по магистрали 150 км/ч.

Как заявил два месяца назад Олег Белозеров, несмотря на то, что в целом финансирование дорожного хозяйства РФ будет сокращено на 30%, трассы Москва – Петербург секвестр не коснется. «Мы не сдвигаем сроков завершения строительства этой автодороги. По нашим планам, строительство головного участка 15-й - 58-й км завершится к 2011 году», - заявил Олег Белозеров. Минтранс намерен добиваться увеличения финансирования этого проекта.

Справка БН

Прошлой осенью в финальный этап конкурса вышли два международных консорциума – СЗКК и ОАО «Столичный тракт» (УК «Лидер», Газпромбанк, ООО «Стройгазконсалтинг», компании FCC, Alpine и Brisa). «Столичный Тракт» предложил следующие условия: выделение из федерального бюджета 19,8 млрд рублей, средневзвешенный тариф за проезд по пилотному участку трассы - 4,5 рубля за 1 км пути.

СЗКК запросила бюджетное финансирование в объеме 23 млрд рублей плюс 37,5 млрд рублей – за счет инвестиционного фонда РФ, остальные затраты (119,5 млрд рублей) должен взять на себя концессионер. Тариф, рассчитанный СЗКК, составляет 3-3,6 рубля за 1 км.

Однако предложение «Столичного тракта» было признано не соответствующим требованиям конкурсной документации, и он выбыл из состязания. А победитель обещает построить участок дороги Москва-Петербург за два года.

 

Текст: Ольга Мягченко