В Генплане промышленная зона на территории "Адмиралтейских верфей" предусмотрена на период до 2024 года. "Что будет здесь после 2024 года, непонятно", - заявил "Росбалту" гендиректор судостроительного завода Владимир Александров. По словам руководителя предприятия, "есть мнение, что судостроительная площадка не должна находиться в центре города".

"Наверное, вопросы есть, потому что перерабатывать десятки тысяч тонн стали и работать с опасными материалами в 2,5 км от Дворцовой площади - это не лучший вариант", - говорит Владимир Александров.

Идея перевода верфи на остров Котлин может быть реализована за четыре-шесть лет. Стоимость проекта, по предварительным расчетам, составит около $2 млрд. Верфь в Кронштадте сможет строить до 16 судов в год дедвейтом от 70 тыс. до 200 тыс. тонн. Предполагается также строить танкеры арктического класса, газовозы и контейнеровозы.

Не исключено привлечение для проекта иностранных партнеров. По словам Владимира Александрова, уже состоялась встреча с корейской компанией Samsung Heavy Industries, на которой обсуждались перспективы сотрудничества. После переезда в центре Петербурга может освободиться около 65 га земли. До недавнего времени эта земля была в собственности города. Но в процессе акционирования, по завершению которого верфь должна войти в структуру государственного ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК), значительная часть территорий предприятия была передана в федеральную собственность. У города осталось лишь 17 га Ново-Адмиралтейского острова (северная площадка "Адмиралтейских верфей"). Комплексное развитие этого пятна уже вошло в Генплан - через него, в частности, должен пройти новый мост.

Эксперты затрудняются оценить рыночную стоимость участка, который верфи освободят в центре города из-за очень отдаленных перспектив возможности ее освоения. "Если подходить к вопросу гипотетически, можно предположить, что на месте "Адмиралтейских верфей" может появиться новый жилой квартал с сопутствующими объектами социальной инфраструктуры и общественно-деловой функции. Разделяя жилье и

коммерческую недвижимость в пропорции 70% на 30%, получаем, что на 65 га

территории может появиться порядка 900 тыс. кв. метров жилья и свыше 500

тыс. кв. метров коммерческих площадей - офисов и гостиниц", - подсчитала директор департамента консалтинга и оценки АРИН Екатерина Марковец.

Землю предстоит рекультивировать, что повлияет на итоговую стоимость проекта. "В настоящее время средняя стоимость рекультивации - $5-10 за кубометр грунта. Но многое зависит от степени загрязненности почв и плотности застройки территории", - говорит генеральный директор "Адвекс. Недвижимость" Владимир Гаврильчук.

Аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков считает, что государство сможет само построить новую верфь в Кронштадте и перевести туда предприятие. "На федеральном уровне сделана ставка на восстановление отечественного судостроения - это главная задача ОСК. А если новый завод будет ориентирован исключительно на выпуск гражданских судов, к работе будут активно привлекаться иностранные инвестиции", - полагает он.

 

Текст: Татьяна Коваль