По мнению экспертов, этот шаг позволит банку вернуть некоторую часть средств сегодня, не дожидаясь длинных и сложных судебных разбирательств.
«В кризис штрафы усугубляют ухудшившееся положение заемщика, а банки, несмотря на дополнительный доход от штрафов, не могут компенсировать ими возросшие расходы на резервы. Наша акция призвана скорректировать эту ситуацию. Так мы помогаем нашим заемщикам выполнять свои кредитные обязательства, и сами экономим на создании резервов, - говорит директор департамента розничного кредитования Абсолют Банка Александр Будник. - Эта программа дает шанс тем клиентам, которые попали в трудную финансовую ситуацию выйти из нее и продолжать обслуживать свои обязательства в рамках кредитного договора. А нам определить, кто из клиентов действительно готов к дальнейшему сотрудничеству с банком, а с кем придется идти на судебные разбирательства».
Программа, утверждает руководство банка, не имеет аналогов на российском рынке.
Эксперты считают программу «сверхлояльной» по отношению клиентам-должникам и разумным ходом со стороны банка.
По словам председателя правления универсальной ипотечной компании «Уником» Павла Штепана, сегодня достаточно много заемщиков испытывают трудности с погашением кредитов: ежедневно его ипотечная компания консультирует 10-15 человек. Однако далеко не каждый заемщик с угрозой просрочки или с уже просроченной задолженностью готов чем-то пожертвовать, чтобы вернуть долг банку. «Клиенты, не рассчитавшие силы, не хотят расставаться с малым, чтобы сохранить главное – жилье», - говорит Павел Штепан. В то же время банки, по его словам, очень лояльно относятся к должникам – увеличивают срок кредитования, на некоторое время снижают размер ежемесячной выплаты по кредиту и т.д. – стараются не доводить дело до судебных разбирательств.
С начала года в России происходит рост объемов «плохих» кредитов – просроченных платежей по займам. Сейчас они, по разным оценкам, составляют 2-2,5% в общем объеме кредитной задолженности. Однако у всех банков этот процент разный – в зависимости от лояльности к клиентам просроченная задолженность может достигать в отдельных случаях 20%. По оценкам экспертов, к концу года доля «плохих» кредитов превысит 10%, а некоторые аналитики полагают, что он достигнет 20%.
По словам заместителя генерального директора «Службы ипотеки» (ГК «Невский Альянс») Владимира Глинера, сегодня банки скрывают объемы «плохих» долгов, чтобы сохранить репутацию. Одновременно финансисты стремятся вернуть долги разными способами, но до суда стараются дело не доводить, поскольку суды могут длиться несколько месяцев, а то и лет. «Сегодняшние деньги дороже завтрашних, - комментирует Глинер, - поэтому банкам интереснее получить хоть какие-то деньги прямо сейчас».
По данным банковской отчетности на 1 июня 2009 года, в мае произошло сокращение доли «плохих» кредитов в целом ряде банков, но в других эта доля выросла. Снижение их объемов эксперты объясняют уменьшением объемов кредитования, а также ужесточением условий заимствования. Но банки, проявившие лояльность к заемщикам (например, снижение ставок кредитования), неизбежно получат рост «плохих» долгов.
Розничный кредитный портфель Банка в целом по состоянию на 31.05.2009 составляет 48,9 млрд рублей. Уровень просрочки в рознице составляет по РСБУ 1,4%.