Мы встретились с ним в перерыве между секциями XII Национального конгресса по недвижимости Российской Гильдии Риэлторов (РГР), прошедшего на этой неделе в Москве. Поэтому первый вопрос, естественно, касался оценки эффективности данного мероприятия.

– Владимир Александрович, вы прибыли на риэлторский форум из самого удаленного от столицы региона – Дальнего Востока. Какую практическую пользу приносят подобные мероприятия участникам региональных рынков недвижимости?

– Лично для меня конгресс РГР – удобная площадка для общения. Кроме того, посещение мною этого мероприятия именно сейчас – стратегическое решение. По моим ощущениям, в этом году на конгресс приехали те, кто «выжил», остался работать на рынке. На мой взгляд, кризис выявил настоящих профессионалов среди риэлторов, которые продолжат поступательное развитие. Как ни странно, большинство участников – не из Москвы, где очень много агентств недвижимости – а из регионов. Я, как представитель Приморского края, доволен, что могу пообщаться с коллегами, с которыми работаю.

У меня есть положительный опыт участия в профильных мероприятиях. Около пяти лет назад я приехал на одну из выставок, чтобы договориться о совместной работе с известной петербургской строительной компанией, ведущей тогда достаточно агрессивную рекламную кампанию. С этим застройщиком у меня ничего не вышло, но я познакомился с представителями холдинга «ЛенСпецСМУ», с которыми теперь активно сотрудничаю. Также как, к примеру, с московской компанией «Миэль», питерской «Итакой» и др. Очень многое в нашем бизнесе зависит от личных контактов.

– Жилье в столицах пользуется большим спросом у жителей Дальнего Востока?

– Каждый месяц в наше агентство обращается около десятка клиентов, планирующих приобрести жилье в других регионах, причем для постоянного проживания. Основным спросом пользуется жилье в Петербурге, Москве и Московской области, курортных городах Краснодарского края.

В общем объеме доля региональных сделок небольшая, тем более что они занимают продолжительный период времени, это многомесячная работа. Но наш клиент должен знать, что при желании мы сможем помочь ему приобрести жилье не только, к примеру, в Находке или во Владивостоке, но и в других городах, по всей стране или даже за рубежом. Придя в нашу компанию, он сможет получить максимальный выбор и набор услуг. Поэтому мы стараемся развиваться, охватывать новые рынки, привлекать к работе успешных игроков из других регионов – как застройщиков, так и коллег из агентств недвижимости. На региональных сделках мы не только зарабатываем, но и поддерживаем ими свою репутацию.

– Как повлиял экономический кризис на внутренний рынок жилья?

– Стагнация рынка жилья Находки, также как и в других российских городах, началась летом прошлого года. Сократился спрос, а следовательно – и количество сделок. С осени цены пошли на постепенное снижение. В последнем квартале 2008 года средняя стоимость жилья в Находке снизилась сразу на 15%, а с начала кризиса к настоящему моменту цены упали на 25-30%.

Сейчас падение цен предложения прекратилось, но во время торга можно договориться о существенных скидках. Средняя стоимость жилья в Находке составляет 35-38 тыс. руб., во Владивостоке дороже – 60 тыс. руб. за кв. м (это цены реальных сделок). Но до кризиса в столице края цены были практически сопоставимы, например, с петербургскими – до 90 тыс. руб. за «квадрат». Клиент, продав квартиру во Владивостоке, мог спокойно приобрести жилье в Петербурге.

– Как на произошедшие изменения реагируют участники рынка недвижимости?

– Сегодня и покупатели, и продавцы притихли. Первые ждут дальнейшего снижения цен, вторые – откладывают продажу до ожидаемого ими роста. Многие продавцы оказались просто не готовы к серьезному торгу. Сейчас в основном идут продажи со встречной покупкой, количество так называемых чистых сделок серьезно сократилось. Наибольшим спросом на местном рынке пользуются однокомнатные квартиры, в регионах жители Приморского края предпочитают приобретать «двушки».

В целом продажи с осени прошлого года упали в три раза, соответственно – и прибыль. Многие риэлторские компании вынуждены были уйти с рынка, появилось большое число свободно действующих агентов – у них и офис дома, и приемная…

– Вы накануне заняли первое место на конкурсе «Профессиональное признание-2009» в номинации «Лучший интернет-сайт риэлторской компании». А откуда еще жители региона могут почерпнуть информацию об объектах недвижимости, представленных на рынке?

– К сожалению, именно интернет-порталы о недвижимости региона развиты слабо. Есть только ресурсы нескольких частных фирм и Дальневосточной Гильдии Риэлторов, в которую сейчас входит 21 компания. Да и менталитет наших людей пока не позволяет развиваться этому направлению в полную силу. Многие по-прежнему предпочитают при покупке-продаже жилья пользоваться печатными изданиями или так называемым сарафанным радио. Большая часть сделок проходит именно по рекомендациям. Но ведь это, в принципе, тоже не плохо.

– А какова ситуация на первичном рынке? Серьезно ли сократился ввод жилья, предложение в городских новостройках?

– Объемы жилищного строительства в Находке и раньше были невелики. А из-за его сокращения по причине кризиса, в ближайшие годы мы можем столкнуться с дефицитом ликвидного жилья на первичном рынке. Это свидетельствует о том, что цены рано или поздно будут повышаться. На самом деле, катастрофический спад цен на жилье никому не выгоден, даже покупателям. Повышение стоимости жилья, по нашим оценкам, может начаться уже этой осенью. Но речь идет, конечно, не о хаотичном росте, он будет достаточно медленным – на 1-2% в месяц.

– То есть вы настроены весьма оптимистично?

– Совершенно верно. Я возлагаю большие надежды на ближайшее оздоровление экономики и банковской системы, возобновление ипотечного кредитования.

Если говорить о Находке, то сегодня у нас реализуются крупные проекты, способные оживить экономику региона: строительство нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий Океан, гелиевого, нефтеперерабатывающего заводов и др. Продолжается возведение объектов во Владивостоке, в рамках АТЭС. Я уверен, что все это положительно повлияет на экономический климат нашего города и региона в целом.

 
Досье «БН»

Каплинский Владимир Александрович, президент НП «РГР. Находка», генеральный директор ООО «Владимир». Работает в агентствах недвижимости Находки и Владивостока с 2001 г. В 2007-ом организовал и возглавил собственную компанию. Сейчас ООО «Владимир» является действительным членом Российской Гильдии Риэлторов и Дальневосточная Гильдии Риэлторов, а также основателем в Находке городского объединения риэлторов – НП «РГР. Находка». В его состав в настоящий момент входит три компании.

Дальневосточная Гильдия Риэлторов объединяет три региональных центра – Владивосток, Находку, Уссурийск, – всего 21 компанию.

 
Справка «БН»

Находка расположена на юге Приморского края, на берегу бухты в восточной части залива Петра Великого, в 169 км от Владивостока. Общая численность населения – около 180 тысяч человек.

Находка – главные тихоокеанские ворота России – один из крупных транспортных, рыбопромысловых и торговых центров Дальнего Востока. Здесь сосредоточены четыре естественных незамерзающих глубоководных порта и пять судоремонтных предприятий, десятки судоходных и рыбопромысловых компаний.

Через Находку проходит основной объем внешнеторговых перевозок между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона – до 30%.Кроме того,Находка – конечная точка Транссибирской магистрали, соединяющей побережье Тихого океана с железнодорожной системой нашей страны.

 

Текст: Дмитрий Кирман