Россия с начала кризиса пережила более сильное падение, чем многие другие страны, с которыми ее обычно сравнивают – Бразилия, Индия, Китай. Если раньше экономика страны демонстрировала устойчивый рост, то в январе-апреле текущего года, по данным Росстата, ВВП России сократился на 9,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, экспорт снизился вдвое, безработица увеличилась почти на 50% до 7,7 млн человек. Правда, темпы ее роста в последние пару месяцев замедлились.
Одновременно из-за снижения деловой активности, уровня занятости и как следствие сокращения налоговых поступлений нарастает дефицит бюджета, как государственного, так и на уровне субъектов федерации. Некоторые регионы уже начали сокращать социальные расходы.
Повод для оптимизма дает только инфляция. С начала текущего года она заметно отстала от уровня прошлого года: 6,9% против 7,7%. Впрочем, это можно объяснить сокращением потребительских расходов граждан. Все-таки их доходы также начали демонстрировать отрицательную динамику.
Топливо российской экономики
Участники прошедшего в Петербурге 13 международного экономического форума, вопреки ожиданиям, не обсуждали конкретные рецепты преодоления кризиса. Они ограничились перечислением понятных и известных вещей: кризис продолжается, экономика России зависима от экспорта энергоносителей, оживление экономики будет зависеть от цены на нефть... Какой будет цена на нефть завтра - никто не знает. Зато известно, что отечественных нефтяников устроит цена не ниже $70 за баррель.
По мнению вице-премьера РФ Игоря Сечина, приемлемая для России цена - $75. До кризиса российский бюджет на 2009 год верстался, исходя из среднегодовой цены на нефть Urals в $95 за баррель, принятый Госдумой в середине апреля скорректированный бюджет предлагает цену на нефть в $41 за баррель. С начала текущего года средняя цена российской нефти составила $44, что почти вдвое ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
«Сегодня нет фундаментальных причин видеть цену выше $70. И нет фундаментальных причин видеть цену ниже $40", - уверен глава "Лукойла" Вагит Алекперов.
Двойной эффект падения
Президент России Дмитрий Медведев на форуме в очередной раз заговорил об использовании рубля в качестве глобальной резервной валюты. Развивающиеся страны, в число которых входит и Россия, давно, но тщетно ищут альтернативу доллару США. С осени прошлого года рубль по отношению к доллару обесценился на треть. И теперь ЦБ РФ пытается удержать его на новом уровне, скупая доллары. В мае текущего года Банк России купил $17 млрд, что почти в 2,5 раза больше, чем в апреле.
Сокращение валютной выручки от экспорта сырья заставляет власти поддерживать обменный курс на уровне не ниже 30 руб. за доллар. Министр финансов России Алексей Кудрин пояснил, что укрепление рубля снижает конкурентоспособность России по сравнению с другими странами, «в долларовом выражении наши издержки становятся выше, если происходит укрепление». Но, кто эти отечественные производители, издержки которых повышаются от ревальвации национальной валюты? Конечно, производители сырья. Две трети товаров экспортируемых из России товаров - это металлы, лес, минеральные удобрения, но главное нефть и газ.
Все расходы, в том числе и налоги, экспортеры сырья платят в рублях. А его укрепление приведет к сокращению выручки, номинированной в национальной валюте и снижению прибыли. Следовательно, сократится налоговая база, и еще больше упадут доходы бюджета. Нефтегазовый сектор - главный поставщик средств в бюджет: на его долю приходится около 10% доходов федерального бюджета.
Но не для всех предприятий укрепление рубля вредно, многим оно пойдет на пользу, но их вклад в ВВП страны не столь высок. Сильный рубль мог бы поддержать народившиеся за последние годы сборочные производства в автопроме, радиоэлектронике, поскольку они используют импортные комплектующие. А из-за девальвации рубля и снижения спроса на товары длительного пользования все эти компании переживают не лучшие времена.
«Не является неизбежным»
В период форума цены на международных биржах устремились вверх, рубль уверенно укреплялся, положительную динамику демонстрировали основные индексы российских фондовых бирж. Все это подкрепляло сдержанно оптимистические прогнозы руководителей страны. По мнению главы Минэкономразвития РФ Эльвиры Набиуллиной, вторая волна кризиса не является неизбежной, хотя определенные риски есть. "Оживление в российской экономике возможно, в конце этого - в начале следующего года, если не будет серьезных изменений в мировой экономике», - прогнозирует министр.
Министр финансов Кудрин пока еще не разглядел «дно кризиса». И полагает, что серьезные проблемы назревают в банковском секторе из-за невозврата кредитов. Просроченная задолженность по корпоративным кредитам с начала текущего года удвоилась, неохотно возвращают банкам долги и физлица. Одновременно с этим финансисты повышают ставки по кредитам и сокращают объемы кредитования.
«Когда объем невозвратов достигнет 10% - это становится проблемой для банков. По-видимому, нам ее не избежать, но мы сумеем ее решить путем докапитализации банков», - сказал министр финансов.
Выделение госрезервов частному бизнесу – основная антикризисная мера правительства. Государство готово спасать бизнес и экономику, для этого накоплено 3,1 трлн руб. в Резервном фонде и 2,9 трлн в Фонде национального благосостояния. И пока заначка не исчерпана, можно надеяться на внезапный взлет нефтяных цен. Но что делать, когда закончатся резервы, а цены на нефть не вырастут до необходимого для роста ВВП уровня? Этот вопрос, возможно, будет обсуждаться на следующем экономическом форуме, если у будущих его участников найдутся средства на оплату проезда и проживания в Петербурге.