Принимая во внимание сложности, возникшие вокруг строительства второй сцены одного из ведущих театров России, Владимир Путин поручил провести новый тендер по выбору архитектурного облика, а также - на право разработки проектной документации для строительства второй сцены Мариинки.
При этом, как заявил глава правительства, одним из главных условий тендера станет сохранение первоначальной сметы расходов. Не исключено, что в условиях кризиса затраты на реализацию проекта придется сократить. Как отметил Владимир Путин, уже сейчас ищутся способы снижения стоимости работ. Сверх того, глава правительства поручил создать специальные счета, дабы «финансовая сторона дела находилась под постоянным контролем».
Вторым определяющим требованием к участникам будущего конкурса станет соблюдение установленных ранее сроков строительства – реализация проекта должна завершиться в 2011 году.
Как заявил Владимир Путин, новое архитектурное решение необходимо реализовать на базе уже проведенных строительно-монтажных работ «нулевого» цикла.
Не исключено, что это требование может отпугнуть часть потенциальных участников конкурса. Дело в том, что фасад здания Маринки-2 придется создавать на работающей стройке – сегодня работы идут полным ходом и к концу года планируется завершить возведение подземной части театра.
Архитектурные вариации
Но, судя по всему, желающие поучаствовать в конкурсе все же найдутся. За последние годы зарубежные и отечественные архитектурные студии подготовили более десятка альтернативных проектов фасада здания второй сцены. Среди них - немецкие, французские и канадские мастерские. Кстати, проект канадского бюро Diamond & Schmitt Architects больше всего устраивает руководителя Мариинки Валерия Гергиева. Канадцы предложили построить здание с прямоугольными фасадами и плоской крышей.
Хотя далеко не все разделяют мнение Валерия Гергиева – губернатор Валентина Матвиенко считает, что канадский вариант второй сцены напоминает автобусную остановку.
В конце мая московское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) предложило свой вариант проекта второй сцены – проект архитектора Алексея Денисова, выполненный в классическом стиле. Как сообщили в ВООПиК, этот вариант разработан в качестве «альтернативы имеющимся предложениям иностранных авторов, чужеродных и дисгармоничных по отношению архитектурно- градостроительной среде театральной площади и вообще Петербурга».
Очевидно, что при таком количестве предложений быстро провести тендер не удастся.
Как сообщили в Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации, конкурс планируется проводить в открытом формате. Международные нормы проведения таких тендеров подразумевают длительную, организационно сложную и дорогостоящую процедуру, которая вполне способна отодвинуть планируемые сроки завершения строительства.
Более того, как считает архитектурный критик Людмила Лихачева, новый конкурс будет уникальным в мировой практике, поскольку он сводит задачу участников только к рисованию фасадов (или, как говорят архитекторы, к «надеванию рубашки») на каркас здания, что уже строится по проекту Доминика Перро.
С одной стороны, задача для архитекторов не самая почетная. Да и переделывать произведение именитого коллеги - дело весьма щепетильное. Однако в условиях кризиса и дефицита заказов желающих заняться подобной работой найдется не мало – как в России, так и за рубежом.
«Во-первых, деньги не пахнут. Во-вторых, участвуя в конкурсе можно «пропиариться» - за последние годы проект оброс многочисленными скандалами, и сегодня ему оказывают самое пристальное внимание. В-третьих, стройка без архитектуры - вещь неслыханная, а тут, глядишь, придет спаситель с новым, если не гениальным, то, по крайней мере, всех устраивающим решением. Получить лавры такого спасителя - большой соблазн для многих архитекторов», - считает Людмила Лихачева.
История с продолжением
Международный конкурс на создание лучшего облика зданий второй сцены Мариинского театра прошел в 2003-м году. Участие в нем приняли 11 архитекторов. Победу одержал француз Доминик Перро. По его замыслу, здание должно иметь три подземных и девять надземных уровней. С главным зданием Маринки вторую сцену хотели связать двумя переходами через Крюков канал – один предназначался для переноса декораций, второй – для зрителей. Проект предполагал создание сложной «ломаной» конструкции из стекла. Ожидалось, что строительство второй сцены займет около трех лет. Стоимость проекта оценивалась в 200 млн евро.
В 2004-м Доминику Перро предложили сохранить лишь право авторского надзора за строительством. Объявили конкурс на право разработки проектно-сметной документации стадии «проект». Француз не согласился с таким положением дел и заявил о желании разорвать контракт. Тендер пришлось отменить.
Начало строительства откладывали два раза – Главгосэкспертиза находила в проекте все новые технические несоответствия (за три года выявили около четырехсот ошибок).
В 2006-м Доминику Перро предложили понизить высоту будущего здания и уменьшить его строительный объем. Однако переработанный проект вновь не устроил Главгосэкспертизу. Архитектору вернули документы и попросили изменить их с учетом всех замечаний. В январе 2007-го объявили тендер на доработку проекта нового здания Мариинки: со второго раза Перро согласился сохранить за собой право авторского надзора. Контакт на возведение второй сцены с архитектором расторгли, после чего начались строительные работы. А осенью 2008-го Минкульт окончательно отказался от проекта.
В апреле 2009 года министр культуры РФ Александр Авдеев заявил, что концепцию надземной части второй сцены Мариинского театра планируется утвердить нынешним летом. Очевидно, что архитектора одного из важнейших проектов Петербурга выберут не скоро. В понедельник, 8 июня, состоится заседание научно-технического совета Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации, на котором определят порядок проведения нового конкурса. В этот день планируется объявить и дату начала тендера.