Она должна выяснить, насколько заражено деревянное здание, и попытаться найти возможность всё-таки сохранить памятник. «Заказчиком нового исследования будет КГИОП. Именно они должны заключить договор с Лесотехнической академией. То есть экспертиза будет относительно независимая. Все предыдущие заказывал и оплачивал владелец здания. Сказать, сколько времени займет вся эта процедура, пока сложно», -сообщил «БН.ру» сопредседатель петербургского отделения «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры» Александр Марголис.

Участники рынка рассказали «БН.ру», что есть вероятность, что частная реконструкция даче Гаусвальда не понадобится, и в ближайшее время участок вместе с домом отойдут в казну Российской Федерации. Территория войдет в реализуемый Управлением делами президента РФ проект «Государственной гостевой резиденции» более известную как резиденция «К-4». В Управлении делами не смогли прокомментировать данную информацию. Но если она верна, решение о том, как реставрировать памятник архитектуры будет приниматься на ином уровне.

Символ северного модерна

Двухэтажный дом на пересечении 2-й Березовой и Большой аллей построили в 1898 году архитекторы Владимир Чагин и Василий Шене. Первой владелицей была Е. К. Гаусвальд — жена булочного мастера, оставшаяся в памяти петербуржцев из-за собственной дачи. В 1918 году в особняке Гаусвальд разместили 3-ю детскую колонию имени товарища Луначарского. Потом долгие годы тут был санаторий-профилакторий Ленинградского металлического завода.

В 90-х годах дом был продан частной компании, а сейчас им владеет ООО «Импульс». Внешне памятник деревянной архитектуры, несмотря на обветшалый вид, не вызывает опасений. Однако, по уверениям владельцев, которые подкреплены экспертизами, на самом деле одно из красивейших зданий Петербурга эпохи модерна съедено белым домовым грибом и насекомыми.

По словам главы архитектурного бюро «Литейная часть-91» Рафаэля Даянова, сейчас его бюро уже сделало проект по воссозданию не только самого здания, но и интерьеров. «Расчистки ничего не дали, все внутреннее убранство было уничтожено в советское время. Мы бы рады были сделать проект реставрационным, но вынуждены идти на воссоздание», - рассказал он.

В то же время общественные экологические и охранные организации считают, что дачу Гаусвальда можно спасти. А не хочет этого владелец, который предпочитает за счет новодела поднять стоимость объекта. Как признают специалисты по элитной недвижимости, подобные суждения имеют под собой основания.

Каменный остров - одна из самых закрытых и охраняемых зон Петербурга. Здесь запрещено вести любое новое строительство, разрешена лишь реставрация и восстановление существующих домов. Правда, дать рыночную оценку земле и жилью там практически невозможно, так как, по словам риэлторов, на рынок не попадает информация о немногих сделках здесь.

«При демонтаже деревянной и каменной части памятник будет потерян почти на сто процентов, и, следственно, полностью снят с охраны. Историческая каменная часть останется в списках охраны КГИОП, при условии, что она будет сохранена. При восстановлении общего облика объекта использование новых строительных технологий, а также оснащение его всеми необходимыми элементами инженерии также будут способствовать его продаже. В целом любой объект на Каменном острове может быть продан крайне успешно, ввиду ограниченного числа предложения», - считает руководитель отдела элитной жилой недвижимости Knight Frank St.-Petersburg Елизавета Масалимова.

По словам генерального директора компании «Элитные квартиры» Леонида Рысева, за последние несколько лет было несколько сделок с деревянными домами на Каменном острове, и цена их составляла около 10-12 тысяч евро за метр. «Цена относительно низкая из-за того, что дома полностью деревянные, и обустроить их в соответствии с нынешними требованиями к элитному жилью практически невозможно. В случае же восстановления дома эти требования можно будет соблюсти. Что резко поднимет вероятность удачной продажи здания в дальнейшем», - уверен он.

По словам агента по элитной недвижимости АН «Бекар» Лилии Крейс-Беловой, последние сделки на острове были по 13 тысяч евро.

Предмет сделки

«Дача Гаусвальда» - памятник архитектуры регионального значения. Здание возведено в конце XIX века, и его можно отнести к одному из первых в Петербурге частных строений в стиле модерн. Дом отличается свободным планом и многоуровневым расположением помещений. Угол, выходящий на пересечение аллей, выделен характерным для французского направления модерна закругленным порталом входа. Каждый квадратный метр фасада таит в себе что-то новое: различной формы мелко расстеклованные окна, балконы и террасы со всех сторон, декоративно выполненные дымовые трубы над черепичной крышей. А к 11-му Каменноостровскому мосту, что переброшен через Большой канал, обращена круглая белокирпичная башня с полуциркульными окнами.

Черты «нового стиля» - модерна - проявились в даче Гаусвальд по всем трем позициям «витрувианской триады». Забота об удобстве и комфорте отразилась в свободной, живописной компоновке плана и объема. Этот новый метод проектирования как бы «изнутри наружу», определяемый отчетливым «приматом функции» (т. е. критерием пользы), начал формироваться в петербургской архитектуре еще в период кризиса классицизма — в 1830-х годах. К концу XIX века такие приемы объемно-пространственной композиции зданий (особенно дач и коттеджей) стали не только общепринятыми, но и превратились в своего рода «знак» удобства и комфорта. В этом отношении модерн выступил продолжателем рационалистических традиций архитектуры периода эклектики.

 

Справка БН

Дача Гаусвальда известна не только как одно из первых зданий петербургского модерна, но и по съемкам кинофильмов. Отечественные кинематографисты снимали особняк неоднократно. Почти в каждом втором фильме-оперетте, выпущенном в советские времена на «Ленфильме», можно узнать главный фасад дома по очень характерной круглой двери. Здесь снимались эпизоды советского мюзикла «Дон Сезар де Базан». Именно отсюда миссис Айзенштайн (Л. Максакова) провожала в тюрьму (как ей казалось) своего супруга Генриха Айзенштайна (Ю. Соломин) в фильме «Летучая мышь». И именно перед этой дверью «авантюристка», оперная певица и просто красавица Ирэн Адлер появляется впервые перед Холмсом и зрителями в замедленной съемке. Эпизод «Скандал в Богемии», который режиссер мастерски вплел в детективную историю о сокровищах Агры, занимает небольшое место в картине, но благодаря сюжету, в котором мы впервые видим влюбленного Холмса, запоминается отчетливо.

Текст: Павел Никифоров