– Сергей Николаевич, где в Петербурге можно получить профильное образование – стать девелопером?

– В нашем городе есть три вуза, которые готовят специалистов по управлению недвижимостью, – ИНЖЭКОН, Политехнический и СПбГАСУ. Причем последний готовит скорее технических специалистов, так что остаются две школы – С. Н. Максимова и Е. С. Озерова.

– Отношения между вами – конкуренция или сотрудничество?

– И то и другое. Больше, конечно, сотрудничаем, обмениваемся методическими наработками. Кроме того, я вхожу в состав экзаменационной комиссии «Политеха». Вообще же, исторически сложилась так, что у Озерова больше внимания уделяют оценке недвижимости, а в ИНЖЭКОНе учебный курс ориентирован на управление.

– Как бы вы охарактеризовали ситуацию на рынке образовательных услуг в сфере девелопмента?

– Как неоднозначную. На современном этапе существуют совершенно разные по направленности, качеству и продолжительности учебные программы. Краткосрочные – их довольно много – реализуются или негосударственными образовательными учреждениями, или на базе отдельных предприятий. Примером таких НОУ может служить Институт недвижимости. Помимо этого есть программы, интегрированные в систему полноценного высшего образования, а также программы переподготовки и повышения квалификации в этих же вузах.

Одна из главных проблем заключается, на мой взгляд, в том, что программы изолированы друг от друга, не имеют взаимной «подпитки». Ведь образование – это прежде всего получение профессии. И для того чтобы этот процесс был полноценным, нужна определенная методическая база.

– То есть в образовании отсутствует универсальность, нет специалистов, одинаково грамотно действующих на рынках недвижимости и ценных бумаг, способных квалифицированно управлять любыми активами и финансовыми потоками компании…

– Я говорю не об универсальности, поскольку охватить все невозможно. Но фундаментальность в образовании должна быть. Хороший специалист, как хороший командный игрок, должен видеть ситуацию в целом и оказываться в нужном месте в нужное время. Именно фундаментальное образование и дает это умение. Конечно, право на существование имеет любой образовательный продукт, однако важно наличие единого «центра тяжести». Краткосрочные курсы, например, и не должны давать углубленное образование. Слушателю читают курс, дают чисто практические навыки, позволяющие ему работать агентом, – и этого вполне достаточно.

– Как бы вы сформулировали составляющие качественного образовательного продукта?

Я всегда считал, что хорошее образование должно сочетать в себе фундаментальность, научную достоверность и прикладные рекомендации. При отсутствии фундаментальности в образовании каждая новая проблема вызывает затруднения, поскольку специалист не может своевременно реагировать на изменения ситуации.

Обеспечение научной достоверности возможно в том случае, если те, кто разрабатывают и используют учебные программы, занимаются наукой, постоянно следят за отраслевыми и рыночными тенденциями, а в идеале – участвуют в научных исследованиях.

Наличие же практических рекомендаций обеспечивается участием преподавателя в работе над конкретными проектами, накоплением практического опыта.

Я выступаю за то, чтобы эти три составляющие сближались.

– По каким программам готовят девелоперов?

– Полагаю, что в Петербурге нет программ, ориентированных на подготовку именно девелоперов, кроме преподаваемой у нас программы MBA. В Москве разработаны несколько учебных программ, ориентированных в том числе на подготовку специалистов по управлению недвижимостью и активами.

– Это российские разработки? Или они созданы на основе западных аналогов?

– Трудно сказать определенно. Например, моя книга «Девелопмент» – западная. В том смысле, что перед тем как ее написать, я изучил несколько изданий западных авторов. Очевидно, что проблематика отрасли в Нью-Йорке и Петербурге примерно одна, только в Америке больше инструментов и вариантов их применения. Российский девелопмент пока выглядит более простым. И у нас, и за океаном есть три-четыре ключевые проблемы, общие для отрасли: давление государства, плохая работа проектировщиков, недобросовестность некоторых подрядчиков и т. п.

В целом же – любая образовательная программа в этой сфере опирается на западный опыт, но с учетом российских реалий. Бессмысленно, например, говорить о разнообразных финансовых инструментах, если их нет в России. Сначала их нужно создать.

– Насколько существующие программы гибки и учитывают современные рыночные тенденции?

– Система высшего образования по своей природе консервативна. Нельзя, да и нет смысла делать, например, программу «Девелопмент в условиях кризиса». Все равно 90% ее будут составлять базовые элементы, посвященные девелопменту, и лишь 10% – посвященные кризису. Впрочем, более короткие программы мы пытаемся адаптировать к текущим реалиям, в том числе привлекая действующих на рынке специалистов. Скажу больше: раньше практики рынка неохотно шли на контакт с образовательными учреждениями. А сейчас управляющие проектами сами предлагают как-то поучаствовать в учебной программе. Так что кризис – это новые возможности в том числе.

Кстати, я думаю, что одним из направлений, которые будут развиваться у нас в России, станет подготовка специалистов по согласованиям с правительством, отношениям с государственными органами (Government Relations).

– Существуют ли сегодня единые стандарты оценки качества образования?

– Таких стандартов нет, и это очень серьезная проблема. Для их разработки необходим союз профессиональных объединений, саморегулируемых организаций и учебных заведений. Сейчас в отдельных профессиональных объединениях есть внутренние стандарты. Например, у оценщиков и в Ассоциации риэлторов разработаны системы сертификации.

В квалификационных справочниках, выпускаемых Правительством, указаны профессиональные требования, предъявляемые тому или иному специалисту: что он делает и должен знать. Исходя из этого можно определить, чему нужно учить человека, чтобы получить того или иного специалиста. Такой порядок должен быть распространен и на всех специалистов сферы девелопмента. А для этого профессиональное сообщество должно сформулировать квалификационные требования к профессиональному девелоперу, определить, какими он должен обладать знаниями и навыками. И уже на основании этих требований можно разрабатывать образовательные программы.

Сейчас же программы в высших учебных заведениях зачастую создаются путем мозгового штурма разработчиков, имеющих свое представление о содержательной части обучения. Хорошо, если все это соотнесено с практикой – тогда больших глупостей они не напишут. Важно понимать, что вузы – это исполнители-подрядчики, значит, должен быть заказчик. До сих пор централизованным заказчиком было государство, но в условиях саморегулирования оно должно отойти на второй план и передать эту функцию профессиональным объединениям строителей, инвесторов, оценщиков. Именно они должны сформулировать требования к готовым специалистам и утвердить учебную программу.

Первые программы обучения риэлторов в Петербурге я разрабатывал совместно с коллегами. Это было в середине 90-х годов прошлого века – тогда было «модно» сертифицировать риэлторскую деятельность. Эти программы были рассчитаны на определенные уровень рынка и категории специалистов. Сегодня с некоторыми изменениями их преподают в Институте недвижимости, и этом нет ничего плохого. Печально лишь то, что такая программа одна, нет сопредельных учебных курсов.

 

Досье

Сергей Николаевич Максимов

Должность: декан факультета, заведующий кафедрой экономики и менеджмента недвижимости Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (ИНЖЭКОН).

Ученая степень: доктор экономических наук.

Ученое звание: профессор (с 1996года).

Родился 1 октября 1956 года в селе Отрадно Новгородской области.

В 1979 году закончил экономический факультет Ленинградского государственного университета по специальности «Политическая экономия», в 1985 году – аспирантуру при этом же университете.

Работалпреподавателем в Петрозаводском государственном университете имени О. В. Куусинена, затем профессором в СПбГУ.

С 2002 года – профессор в Санкт-Петербургском инженерно-экономическом университете, с 2003 года – декан факультета региональной экономики и управления, заведующий кафедрой экономики и менеджмента недвижимости.

Автор научных исследований, посвященныхпроблемам экономического реформирования, развитию рынка недвижимости в России, управлению собственностью, региональной экономикой, экономикой города.

Принимал участие в разработке Стратегического плана развития Санкт-Петербурга, концепции управления недвижимостью Санкт-Петербурга, ряда законопроектов по управлению собственностью и инвестициями.

Опубликовал более ста научных, учебных и методических работ.

Текст: Мария Дымская