К очередному съезду мы подходим в сложных условиях. Кризис обострил противоречия, годами накапливавшиеся в нашем бизнес-сообществе, выявил наиболее уязвимые места и позиции. Количество членов Гильдии, имеющих право голосовать, то есть фактическая численность, уменьшилось в 2–2,5 раза. Многие профессиональные региональные объединения практически полностью устранились от участия в деятельности РГР и перестали посещать профессиональные мероприятия Гильдии. Во многом – это последствия кризиса экономики и отрасли в целом, отчасти – это последствия внутренних противоречий в сообществе.

Наша главная задача в этих непростых условиях – не допустить ни массовой потери наших членов, ни, тем более, раскола в рядах РГР. Никакого ослабления организации произойти не должно. Но это возможно только в случае, если все регионы России будут одинаково представлены в нашем профессиональном сообществе. Они должны иметь возможность быть сопричастными ко всему, что в нем происходит, – независимо от территориальной отдаленности. И возможность влиять на дальнейшее развитие и усовершенствование работы РГР на общее благо. Подчеркну еще раз для тех своих оппонентов, кто болезненно воспринимает слово «регионы». Я не противопоставляю Москву и Московскую область всем остальным. Я говорю об интересах всех профессиональных объединений регионального уровня. О том, как эти интересы должны соблюдаться всероссийским сообществом риэлторов. Я не призываю вас отдать мне свои голоса. Я ценю и уважаю любой ваш выбор. Но голос регионов должен быть услышан. Наиболее полное удовлетворение нужд и потребностей региональных ассоциаций (включая Москву и Московскую область) должно стать основным приоритетом на сегодняшнем этапе развития РГР.

Вы наверняка имели возможность ознакомиться с документом, в соответствии с которым мне было отказано в регистрации в качестве кандидата. Я не считаю приведенные в нем причины обоснованными, а сам документ – легитимным. Почему – объясню далее. Поэтому продолжаю считать себя кандидатом. Альтернативные выборы – не новость для РГР. Но впервые за 15 лет разгорелась борьба двух альтернативных кандидатов на пост Президент-электа РГР. Моя позиция нашла отражение в Программе регионов, которая была подготовлена в тесном сотрудничестве с представителями высшей школы, учебных заведений и практиков рынка недвижимости. Я благодарю всех тех, кто высказал свои пожелания и замечания к Программе. Благодарю те первые десять региональных профессиональных объединений, которые выдвинули меня кандидатом на пост Президент-электа. И воспринимаю это выдвижение как определенный аванс на будущее, как наказ и поддержку. Ценю и еще раз благодарю за оказанное высокое доверие.

Не буду повторяться: тем, кому еще не довелось ознакомиться с моими программными документами, предлагаю обратиться к страницам сайта www.pavelsozinov.ru Отмечу, что постоянное общение с профессионалами рынка недвижимости и предпринятые мною в связи с выборами поездки по стране сильно повлияли на мое нынешнее понимание ситуации, но в корне не изменили его. Поэтому я остаюсь приверженцем выбранной линии – ориентации на региональные сообщества и на их роль в управлении РГР. Уверен, что Гильдия развивается в регионах, и только ориентируясь на практике на запросы региональных объединений и региональных риэлторов, мы сможем продвинуться вперед.

Мне многое за последние несколько месяцев пришлось услышать и о многом передумать. Я прихожу к выводу, что наше бизнес-сообщество в целом оказалось готово к переменам и воспринимает их как необходимый шаг.

Что тревожит? Неготовность руководства РГР к решительным и осознанным действиям. Лидеры многих крупнейших, но отдаленных регионов тверже стоят на земле, четче понимают проблемы рынка и проблемы конкретных компаний, чем их столичные коллеги. Почему же тогда представительство Москвы в органах управления РГР в несколько раз превышает представительство любого другого региона, причем зачастую обладающего более развитой инфраструктурой рынка?

Почему нет альтернативных выборов руководителей всех ветвей власти Гильдии – Правления, комитетов? Более того, предложен новый Проект Устава РГР, в котором, наконец, члены Правления обозначили свое видение системы управления: «Правление является коллегиальным органом оперативного управления Гильдии» (Проект Устава, п. 6.5.1). При этом нет нового проекта Положения о Правлении, кто и как будет его формировать – не ясно. Собственно п. 6.5.3. Проекта Устава разъясняет некоторые темные места: «…к компетенции Правления относится: обеспечение подготовки и принятия решений по вопросам деятельности Гильдии; обеспечение реализации решений Президента, Правления Гильдии; координация деятельности комитетов, советов, комиссий и других органов Гильдии».

Что ж, по-моему, все вопросы излишни. Правление приобретает всю компетенцию и все механизмы органа управления. Президент, напротив, – представительская, «кукольная» фигура, практически лишенная полномочий.

Считаю, что предложенный Проект Устава – несвоевременный и требует основательной доработки. Пока нет четкой стратегии и тактики развития Гильдии, все разговоры об изменении нормативных документов РГР – излишни. Сегодня нет оснований для усиления роли Правления. Более того, его компетенция вызывает ряд вопросов.

Так, занимая вполне определенную позицию в вопросе выборов Президент-электа, некоторые члены Правления, Комитета по членству и Комитета по конгрессам, выборам и номинациям в обход нормативных документов РГР «осуществляют экспертизу представленных от членов РГР и региональных организаций документов о выдвижении кандидатов на пост Президента-электа РГР. А также рассмотрение вопроса о соответствии кандидатов, предъявляемым к ним квалификационным требованиям, в соответствии с нормативными документами РГР». Заседание прошло 13.05.2009, а информация о нем стала доступна членам РГР лишь спустя неделю (см. www.rgr.ru), и то благодаря активности региональных сообществ и средств массовой информации.

Члены штаба столичного кандидата – они же члены правления и члены указанных комитетов в одном лице – рассматривают кандидатуры на выборы. Проводят объединенные заседания комитетов. Рассылают выписки из протокола заседания без подписи одного из Председателей Комитета – без подписи Президента РГР. Размещают все ту же информацию на официальном сайте, якобы завизированную подписью Президента РГР. Причем присваивают себе очередную компетенцию – проводят заседание по поручению «Президента РГР, в соответствии с решением Правления РГР…». То есть Правление – «решает», а на основании этого «решения» – Президент «поручает». А ведь речь идет о всего лишь о Президентском совете, члены которого, согласно действующему положению о Правлении РГР, имеют лишь совещательный голос при Президенте. Не стоит и говорить о легитимности рассмотрений комитетами данного вопроса, естественно, такой порядок нигде не прописан и не установлен.

Подобный «театр абсурда» стал возможен, во-первых, благодаря отсутствию четкого регламента выборов, во-вторых, обусловлен желанием членов правления авторитарно решить предвыборные коллизии в надежде, что региональные лидеры не успеют вовремя отреагировать на такие вызовы.

Естественно, вне компетенции каких-либо ангажированных членов правления и комитетов вопросы «экспертизы» и уж тем более «рассмотрение вопроса о квалификационных требованиях кандидатов».

Так, п. 4.2. действующего Положения о Президент-электе говорит только о том, что «Кандидаты на пост Президент-электа выдвигаются Национальным Советом Гильдии или членами Гильдии, обладающими не менее 10% голосов на Съезде Гильдии, не менее чем за 45 дней до проведения Съезда Гильдии».

То есть, если за 45 дней 10% голосов собрано, то дальнейшее решение принимает Съезд.

Причем 10%-ный барьер труднопреодолим представителем регионального сообщества, его преодолеть могут две-три крупнейшие ассоциации, в первую очередь столичные. Мне, чтобы собрать необходимое количество голосов, пришлось заручиться поддержкой более чем десяти региональных ассоциаций, то есть провести колоссальную подготовительную работу, что делать моим оппонентам не потребовалось.

Члены штаба моего оппонента – члены Президиума РГР – предлагают свою версию прочтения квалификационных требований в пресловутом п. 6.1. положения о Президент-электе: «…к избранию на должность Президент-элект допускаются лица, имеющие высшее образование и опыт результативной работы во главе одного из комитетов Гильдии или региональной ассоциации риэлторов не менее двух лет». Естественно, прочтение этих требований может быть двояким. Но члены самозваной квалификационной комиссии принимают решение о несоответствии моей кандидатуры на основе заключения, что я не добрал на должности председателя Комитета региональной ассоциации пяти месяцев. При этом забывая, что я являюсь заместителем Председателя Комиссии (в лексике РГР – Комитета) по ипотечному брокериджу Ассоциации риэлторов СПб и ЛО – уже более двух лет, три года – вице-президентом региональной ассоциации и более двух лет – полномочным представителем Президента РГР в СЗФО.

Интересно, по версии членов правления, заместитель председателя Комитета – стоит во главе Комитета или нет? Или читать следует это требование иначе – во главе региональной ассоциации? Тогда вице-президент – он стоит во главе организации или нет? И кто тогда стоит во главе?

Может быть, стоит для начала определиться с терминами и не подменять понятия в угоду возникшей ситуации. Но у членов правления РГР – иная тактика.

Возможно, не стоило бы останавливаться на этих вопросах так подробно, но раз у моих оппонентов нет иных аргументов, кроме вышеозвученных, то я объясняю и эти положения.

К сожалению, работа сторонников моего оппонента с самого начала предвыборной кампании отличалась крайней неразборчивостью в средствах и изобиловала прямыми фальсификациями, элементами черного пиара, клеветой и аппаратными интригами. Приходится констатировать, что каков бы ни был исход выборов, узкий круг лиц в руководстве РГР воспользуется всеми средствами для сохранения статус-кво. Что не допустимо в сложнейшей кризисной ситуации.

У аппарата остается еще много способов для манипулирования общественным мнением. Так, я еще раз обращаю внимание региональных объединений: неуплата членских взносов – это еще одна возможность не допустить вас на выборы. Если вы уверены в уплате – еще раз уточните в исполнительном аппарате, что вы не имеете задолженности. Удостоверьтесь и потребуйте гарантий вашего участия в голосовании.

Что касается решений и заявления всевозможных комитетов и комиссий по поводу выборов – они идут в разрез с действующим Уставом РГР. И я, как и мои коллеги, не могу признать их легитимными.

Поэтому я призываю все региональные бизнес-сообщества высказаться в защиту проведения альтернативных выборов и не допустить их срыва.

Еще раз повторю: я не призываю вас отдать мне свои голоса. Я ценю и уважаю любой ваш выбор. Но голос регионов должен быть услышан. Для этого есть и основания, и возможности – впереди Национальный Совет и Съезд. И хотя повестка дня формируется аппаратом – есть возможность на нее повлиять и изменить ее. Достаточно проявить ответственность и заинтересованность.

Я выступаю за простой и понятный принцип: все высшие должностные лица Гильдии должны избираться на альтернативной основе. И Президент, и члены Правления, и руководители комитетов, и руководитель исполнительного аппарата. Не должно быть кастовых приоритетов.

Моя задача, как и задача всех региональных лидеров, – работать на благо нашего сообщества, отстаивать его цели и задачи, не допустить раскола или ослабления нашего профессионального сообщества. Наша задача – придать новый импульс для развития Гильдии.

И я еще раз подтверждаю свою верность основным положениям предложенной Программы регионов.

Я иду на эти выборы для того, чтобы решать поставленные задачи в конструктивном диалоге, вместе с вами.

С уважением Павел Созинов,
кандидат на пост Президент-электа РГР, полномочный представитель Президента РГР в СЗФО