Комиссия ЗС по горхозяйству в четверг, 21 мая, обсудила вопрос "О защите прав и интересов граждан при реализации проектов дорожного строительства в Санкт-Петербурге". В заседании приняли участие представители КГА, КБДХ, Роспотребнадзора, специалисты проектных организаций.
Линейный проспект
Путаница в «дорожной» терминологии существует даже на уровне Градостроительного кодекса. По словам заместителя начальника управления градостроительных обоснований развития города КГА Александра Березкина, Градкодекс относит дороги к линейным объектам и одновременно к территории общего пользования. Как быть при этом с трассами, находящимися в частной собственности, - вовсе непонятно. Подобные нормативные провалы характерны и для местного законодательства.
«Улично-дорожной сети в Петербурге нет – по крайней мере, в нормативно- правовом отношении. Например, Невский проспект – это дорога, улица или линейный объект?», - спрашивает директор Бюро территориальных информационных систем и градостроительного моделирования НИПИГрад Михаил Петрович. По его мнению, следует на уровне регионального закона утвердить четкую классификацию и закрепить термин «улица», как комплексное понятие, включающее проезжую часть, тротуары, линейные «зеленые» объекты, технические зоны и пр. «Петербург исторически строился на улицах, тогда как Москва - на дорогах», - говорит он.
С ним согласен начальник отдела капитального строительства КБДХ Григорий Иванов. «В Петербурге наряду с дорогами общегородского значения сейчас формируется новый класс дорог - КАД, ЗСД. Городу необходим документ с их четкой классификацией», - полагает он.
Защита улиц…
Главная проблема – отсутствие документа, который утверждал бы базовые параметры для новых объектов дорожного строительства и их границы. По мнению депутатов комиссии ЗС по горхозяйству, необходимо концептуально определиться, чем при этом руководствоваться – генпланом, Правилами землепользования и застройки или иным нормативно-правовым актом.
В первую очередь это нужно для дальнейшей разработки проектов планировки территорий (ППТ). Сейчас их заказывают частные инвесторы, а работу выполняют проектировщики различного профессионального уровня. «В итоге улицами нередко жертвуют в угоду инвестпроекта, возникают проезды без тротуаров, а перекрестки могут быть любых конфигураций»,- говорит Михаил Петрович. По его мнению, безопасности дорожного движения также не способствует то, что к экспертизе ППТ не привлекают специалистов ГИБДД – законодательство этого не требует.
Глава комиссии ЗС по горхозяйству Сергей Никешин полагает, что решение проблемы следует начать с инвентаризации всех питерских дорог. «Также было с зелеными насаждениями общего пользования. Они вроде и наличествовали, но не были защищены, пока не появился их перечень на уровне закона. Сколько в городе дорог - сегодня не знает никто», - говорит он.
Специалисты НИПИГрад насчитали в Петербурге 3600 км улиц и уверены, что защитить их только лишь фиксацией в Генплане не получится.
…и граждан
По словам начальника отдела надзора за проектированием и строительством Роспотребнадзора Надежды Сухорыба, в прошлом году ее служба лишилась полномочий делать заключения на проекты дорожного строительства. Единственная функция – заключение на наличие в документации санитарно-защитных зон. Правда, это требование касается лишь скоростных магистралей – уровня КАД, ЗСД - и не распространяется на иные дорожные проекты
Другой аспект – соблюдение санитарных норм по в отношении загрязнений и шума. По словам Надежды Сухорыба, 511 тысяч петербуржцев сейчас живут в зонах с повышенным уровнем шума. Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности еще в прошлом году подготовил концепцию мероприятий по снижению уровня шума на 2009-2012 годы. Но документ до сих пор зависает на согласованиях в профильных ведомствах Смольного.
Директор центра экспертиз "Эком" Александр Карпов выступает за то, чтобы дорожные проекты выносились на общественное обсуждение в отдельном порядке, а не в рамках проекта планировки квартала. Соответствующую процедуру следует прописать в местном законе о публичных слушаниях Горожанам должны предъявлять все параметры будущей трассы: нагрузку, трафик, пропускную способность и т.д.
Через неделю на следующем заседании комиссии депутаты обещают утвердить план совместной со Смольным нормотворческой работы для решения проблемы.