Конкурс за право проведения реставрационных работ в Летнем саду был объявлен в январе 2009 года, но несколько раз откладывался, а затем Русский музей вообще отменил его, не допустив к участию все компании, кроме одной. Контракт достался компании «Профиль» по номиналу – 2,3 млрд рублей.

Двое из выбывших претендентов попытались обжаловать это решение в федеральной антимонопольной службе, но безуспешно. Однако аутсайдеры не унывают. По словам генерального директора «Невисс-комплекса» Александра Швирикасова, компания уже подала иск в арбитражный суд.

Формулировки претензий Русского музея к отстраненным участникам предельно обтекаемы: «в заявках компаний не оказалось данных, по которым можно определить их соответствие проекту». Большинство замечаний касается технических характеристик материалов – компании предложили не те фонари, насосы и щебенку. Русский музей признал аукцион несостоявшимся.

Однако странно, что такие серьезные участники рынка реставрации как «Интарсия», ПО «Возрождение», «Инжтрансстрой», в портфелях которых – сплошь серьезные работы, не смогли банально «предоставить данные». Об авторитете отстраненных фирм говорит и сумма залога для участия в аукционе – не любая компания потянет 115 млн руб. за торги.

Со стороны Русского музея, правда, были и претензии, подпадающие под определение «по существу»: компания «Возрождение» предложила для борьбы с сорняками химическую прополку, что запрещено в Летнем саду, а «Инжтрансстрой» намеревался для очистки сада от больных деревьев и лишних пней использовать бульдозеры и взрывы.

Старый друг лучше новых четырех

«Профиль» - старый партнер Русского музея. Компания уже трудилась над объектами ГРМ: на Флигеле Росси делала гидроизоляцию фундаментов и благоустройство прилегающей территории, в Михайловском замке – воссоздавала гидротехнику и фортификацию Тройного моста и Воскресенского канала. 

Кроме того, компания является одним из разработчиков проекта, который до сих пор полностью не согласован в КГИОП, а значит, не мог состояться и аукцион: приказом министра культуры в марте текущего года было запрещено проводить торги по несогласованным проектам. «По оценкам наших специалистов, эта работа будет закончена еще очень не скоро, - сказала советник главы КГИОП Ксения Черепанова. – Проект поступает к нам по частям, и также – по частям – согласовывается, многие вещи отправляются на доработку».

Нам удалось выяснить, что на самом деле аукцион на право реставрации Летнего сада проводился на основании приказа Федерального агентства по культуре и кинематографии № 71 от 04.03.2008 об утверждении проектно-сметной документации, прошедшей главгосэкспертизу. «Сам заказ был размещен на официальном сайте государственного заказа в конце января текущего года, а приказ, на который ссылаются СМИ, вышел только в марте, - подчеркнул руководитель отдела инвестиционных проектов Русского музея Алексей Меркулов. – Так что закон мы не нарушали».

Сюрприз!

«Из последнего технического задания, которое мы видели, в Летнем саду планируется много новшеств, и у нас есть опасения, что петербуржцы после реконструкции его просто не узнают», - комментирует ситуацию активист движения «Живой город» Антонина Елисеева. Ни контролировать процесс реконструкции, ни даже наблюдать за ним будет невозможно.

Александр Швирикасов утверждает, что «Профиль» планирует обнести сад до конца работ высоким забором. «Мы же предлагали открытую реконструкцию, которая предполагает, что Летний сад будет доступен для посетителей на весь период работ, - подчеркивает он. – Чтобы можно было проводить мастер-классы, дать возможность поработать студентам и всем желающим петербуржцам. Таким образом, реконструкция этого памятника стала бы своеобразным культурным событием для города».

Алексей Меркулов сказал, что вариант «открытой реконструкции» Русским музеем даже на рассматривался. «Мы живем в России, а не на Западе, где вырезают какие-то окошки в заборе, чтобы все могли посмотреть на ход работ, - подчеркнул он. – И тем более нам не нужно, чтобы посетители путались под нашими тракторами и прочей техникой».

Сумма контракта осталась номинальной. А ведь именно «тендерный» закон №94, по мнению и главы КГИОП Веры Дементьевой, и многих других специалистов по охране памятников, зачастую губит реставрацию. Соревнование в духе «кто дешевле сделает» сказывается плачевно на конечном результате, если речь идет о культурных объектах.

Но безальтернативный выбор генподрядчика, по словам Александра Швирикасова, не дал возможности сэкономить бюджетные средства. Скорее всего, эти деньги как раз и пойдут на создание «новшеств».

Историк и археолог Виктор Коренцвит, автор исторической справки по Летнему саду для проекта реконструкции, полностью поддерживает идею открытой реставрации, но считает, что памятнику нужно вернуть «петровский облик», когда здесь было место не отдыха, но развлечений. С аттракционами, фонтанами, лабиринтом и прочими увеселениями. «Я считаю, что все это можно сделать без ущерба для памятника», - говорит он.

Текст: Вероника Архипова