Выставка рассказывает о наиболее интересных, масштабных, утопических и курьезных идеях градостроительных преобразований в истории Петербурга XIX-XX веков.
Утопии воплощаются
Некоторые из идей, которые описываются в представленных на выставке документах, горячо обсуждаются и сегодня, причем преподносятся современными их инициаторами как нечто новое и сенсационное. Например, подземная транспортная магистраль под Невским проспектом - одна из любимых идей депутата петербургского парламента Владимира Гольмана. А еще в 1960 году архитектор Наумов и инженер Немзер предложили перевести весь транспорт с Невского проспекта под землю, организовав там многоуровневое автомобильное и трамвайное движение и устроив пешеходные дорожки. Несколько лет назад губернатор Петербурга Валентина Матвиенко заявила, что Смольный окончательно отказался «зарывать» транспорт под Невский. Но ведь и в 1960-е на этой идее поставили крест, однако спустя полвека она возродилась.
Подобное произошло и с предложением переселить зоопарк – впервые оно было высказано в 1928 году, и с тех пор споры на эту тему не утихают.
А о том, что давно пора объединить город (тогда Петроград) и губернию, чиновники принялись дискутировать аж в начале 1920-х. Объясняли это так же, как и сегодня: управлять одним субъектом можно более эффективно, чем двумя, да и финансовые потоки, которые концентрируются в Смольном, удваиваются.
Выставка рассказывает и о воплощенных проектах. Правда, не совсем в том виде, в каком задумывались изначально. Так, в 1935 году инженер Фалилеев предлагал построить в устье Невы плотину и электростанцию на ней, чтобы спасти город от ежегодных наводнений. Дело в том, что тогда считалось, что затопляют Ленинград воды Ладожского озера. Когда же выяснилось, что виновник этого стихийного бедствия Финский залив, то городские власти решили строить дамбу в районе Кронштадта (кстати, в этом году исполняется 30 лет с момента начала ее сооружения).
Первые идеи о строительстве подземной железной дороги высказывались еще в XIX веке – тогда они выглядели совершенно утопически. В 1820 году инженер Торгованов в ответ на предложение устроить транспортный тоннель под Невой получил от Александра I резолюцию: «Выдать Торгованову из кабинета 200 р. и обязать его подписью впредь прожектами не заниматься, а упражняться в промыслах, ему свойственных». Впрочем, в XIX веке и сама «чугунка» была чудом техники. В начале 1900-х стали появляться более реалистичные проекты. Например, инженер путей сообщения Балинский разработал схему метро из шести железнодорожных линий общей протяженностью 172 км (сегодня петербургская подземка – это около 110 км). Но только в 1960-е годы у города нашлось достаточно средств – технических и финансовых – для строительства метро.
Революционная фантастика
Однако больше внимания организаторы выставки уделили откровенно фантастическим и бредовым идеям, которые в разные времена будоражили умы петербуржцев. Особенно богатой на них были первые послереволюционные десятилетия. Это и планы по созданию памятника «Полярники во льдах» на искусственном снегу, которым предлагалось чуть ли не наполовину засыпать Казанский собор. Или идея устройства на его колоннаде садов и цветников – нечего, дескать, закрытому собору отсвечивать попусту на Невском, давайте его хотя бы декорируем, чтоб он не уродовал атеистический облик советского Ленинграда.
Забавно выглядит сейчас предложение 1919 года проложить от Знаменской площади (площадь Восстания) до Александровского сада автотротуар – самодвижущуюся дорожку, встав на которую, можно было бы проехать через весь Невский проспект.
В конце 1919-х – начале 1920-х общественность Петрограда была очень встревожена «участившимися несчастными случаями столкновений с велосипедами» и предлагала обезопасить пешеходов, прорыв четыре подземных перехода под Невским проспектом. И даже вовсе запретить движение этого опасного транспорта по главной городской артерии.
Только вмешательство Луначарского спасло в 1924 году ангела на Александровской колонне от замены на статую Ленина. На его письме Григорий Зиновьев (тогда член Политбюро ЦК большевистской партии) написал: «Ну их к черту! Пусть остаются со своим ампирным ангелом...».
На этом пролетарии, впрочем, не успокоились: раз уж не дали водрузить на колонну вождя, так пусть оттуда взирают хотя бы более идейно выверенные скульптуры. В конце 1920-х всерьез обсуждалось, кого поставить вместо ангела – красноармейца или рабочего. А саму Дворцовую площадь народные ходатаи предлагали превратить в кладбище героев революции. Отстояли архитектурный ансамбль Дворцовой деятели искусства во главе с Александром Бенуа.
По сравнению с проектами, описанными в представленных на выставке документах, нынешние смелые заявки вроде 400-метрового Охта-центра выглядят вполне невинно. Особенно, если вспомнить о проектах памятника «Звезда» вместо Александровской колонны на Дворцовой площади или крематория в Митрополичьем саду Александро-Невской лавры.