– Какие тенденции сегодня характерны для реставрационного рынка Петербурга?

– Компании, работающие в сфере реставрации, сталкиваются с двумя основными проблемами. Первая – это старение персонала. Большинство мастеров находятся в пенсионном возрасте: высококлассным реставраторам просто некому передать все свои навыки и умения.

Нехватку кадров сложно компенсировать на рынке труда – несмотря на превышение спроса над предложением. Невозможно стать профессионалом в области реставрации за пару лет. Реставратор нарабатывает свой опыт десятилетиями.

Молодежь из специализированных училищ старается найти другую работу, не спешит идти на объекты. Компаниям, работающим в сфере реставрации, приходится самим обучать специалистов, чем мы и занимаемся в последние несколько лет.

Вторая проблема – сокращение объемов заказа в условиях кризиса – и частных, и государственных. Результат - усиление конкуренции. Однако, на мой взгляд, конкуренция в нынешних условиях – явление однозначно позитивное. Оно заставляет руководителей компаний держать работу своих предприятий «в тонусе» и искать новые направления деятельности.

- Есть ли специфика работы с госзаказом?

- На начальных этапах нам часто приходится работать за счет собственных средств, не дожидаясь денег от заказчика. Другими словами, мы фактически вкладываем в реставрацию или строительство объектов государственной собственности свои деньги, берем кредиты под реализацию проектов, а уже потом получаем средства за выполненную работу. То есть, отношения с государственными заказчиками складываются в основном на доверии. Мы удобны для государства – не каждая компания готова работать по такой схеме.

- Сократилось ли бюджетное финансирование проектов с вашим участием?

– По ряду объектов заказчики уменьшили финансирование, однако это не коснулось крупнейших строек. Из-за финансовых неурядиц приостановлен лишь один проект с нашим участием - строительство нового зоопарка в Юнтолово.

В портфеле наших проектов много приоритетных для города адресов. Сейчас «Интарсия» реконструирует Восточное крыло Главного штаба Государственного Эрмитажа, здания Молодежного театра, Центрального Военно-морского музея.

Когда уменьшается спрос на реставрационные услуги со стороны частных компаний, участники рынка начинают активно интересоваться возможностью работы с государственными заказчиками. Несмотря на сокращение объемов госзаказа, государство сейчас является одним из немногих надежных партнеров. Тем не менее, впоследствии мы хотим диверсифицировать свой бизнес и увеличить объем негосударственных заказов с 5% до 30%.

Что касается подрядов от частных компаний, то сейчас нам интересна работа на масштабных, уникальных объектах, а они никогда не носили массового характера – даже до кризиса. Из подобных проектов могу отметить строительство, реставрацию и реконструкцию объектов Дворцово-паркового ансамбля «Михайловская дача», где наша компания является подрядчиком Setl City.

- Определяющую роль в обеспечении эффективной работы играет грамотный менеджмент компании. Каким образом нужно корректировать систему управления предприятием в условиях кризиса?

- Многие компании вынуждены принимать весьма жесткие меры, среди которых – сокращение персонала. В нашей группе работают уникальные профессионалы - специалисты по работе с металлом, деревом, камнем, терять которых нельзя ни при каких обстоятельствах. Поэтому мы сократили штат сотрудников лишь на 10%.

Рецепт выхода из кризиса один – необходимо создавать четкую структуру внутри компании, грамотно ставить цели и задачи для каждого отдела.

В общении с партнерами и подрядчиками важно сохранять доверительные отношения – тем самым удастся поддержать репутацию компании на должном уровне. Уверен, что после завершения кризиса именно репутация будет одним из основополагающих факторов успеха в работе.

Сегодня владельцы многих компаний переходят к активному управлению делами своих предприятий. Я всегда считал это правильным. Именно собственники отвечают за конечный результат. Наемные топ-менеджеры не готовы полностью брать на себя ответственность за итоги своего труда. По крайней мере, те, кто работает в строительной отрасли.  

Кроме того, наемный руководитель всегда пытается быстро достичь количественных результатов - чтобы закрепиться в компании и показать свою эффективность. Последствия такой «показной» деятельности владелец сможет «прочувствовать» через несколько лет, когда уже будет трудно что-либо исправить. Лично я доверяю управление дочерними компаниями только тем людям, с которыми проработал не один год.

- Достаточно ли эффективного руководства или необходима еще и поддержка со стороны?

- Участникам строительного рынка, в том числе предприятиям в сфере реставрационных услуг, несомненно, нужна помощь государства.

Не секрет, что участникам рынка недвижимости крайне сложно получить кредиты - многие банки отказываются предоставлять займы предприятиям, работающим в данной сфере экономики. На мой взгляд, одной из мер государственной поддержки может стать понижение ставки рефинансирования, а, следовательно, создание более приемлемых условий кредитования компаний.

Необходимы также прямые меры поддержки реставрационной отрасли. К примеру, сейчас Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры разрабатывает законопроекты в поддержку меценатов, предоставляющих средства на восстановление памятников. Это может стимулировать крупные компании выделять средства на реставрацию. Для участников рынка реставрационных услуг – это шанс получить больше работы в условиях сокращения заказов от частных компаний и государственных структур.

Принимаются нужные законы, стимулирующие бережное отношение к уже отреставрированным памятникам. Недавно городское правительство предоставило льготы арендаторам объектов культурного наследия, что находятся в городской собственности. Те, кто вкладывает средства в сохранение памятников, получат скидки при оплате аренды. Таким образом, у пользователей появится дополнительный стимул для поддержания памятников в хорошем состоянии.

- Как будет выглядеть рынок реставрации после того, как минует кризис?

- Сейчас «нащупать» искомое «дно» кризиса довольно сложно. Думаю, что оно еще не пройдено и основные сложности на строительном рынке начнутся осенью. Не могу делать прогнозы относительно развития событий в жилищном строительстве, поскольку мы не работаем в этой области. На мой взгляд, в нынешних условиях наиболее стабильным остается сегмент госзаказа в строительстве и реставрации. В любых условиях город живет и развивается, а значит, существуют объекты и памятники, которые нуждаются в реставрации при любых экономических условиях.

В сложной финансовой ситуации с рынка уходят компании с неэффективной структурой или методами управления, а также мелкие фирмы, которые функционируют за счет демпинга, использования дешевой рабочей силы и низкого качества работ. Причем такая ситуация характерна не только для рынка недвижимости, но и для других сегментов экономики.  

Кризис несет с собой не только негативные последствия, но и положительные моменты.

Рынок обновляется, а его участники начинают работать эффективней.

Досье «БН»:

Смирнов Виктор Геннадьевич, президент группы компаний «Интарсия». Родился 29 марта 1967 года в Ленинграде. Закончил Московский государственный институт стали и сплавов по специальности инженер-строитель. В области реставрации и строительства работает более 20 лет - прошел путь от мастера до Президента группы компаний «ИНТАРСИЯ». С 1992 по 2007 гг. – генеральный директор ООО «ИНТАРСИЯ». С 2007-го - президент группы компаний «ИНТАРСИЯ». Награжден памятной медалью участника строительства резиденции Президента Российской Федерации – Московского Кремля, золотой медалью Российской Академии художеств, орденом Почета. Заслуженный строитель России.

Виктор Смирнов - кандидат в мастера спорта по хоккею. Увлекается охотой, рыбалкой, игрой в бильярд, хоккеем и футболом. Женат, имеет троих детей.

 

Справка:

Компания «ИНТАРСИЯ» начала свою деятельность в 1992 году как небольшая реставрационная мастерская. Сегодня группа компаний «ИНТАРСИЯ» осуществляет полный комплекс реставрационно-строительных работ. В состав ГК «Интарсия» входят: строительная и реставрационная компании, архитектурное бюро.

В настоящее время компания ведет реконструкцию и реставрацию Восточного крыла здания Главного штаба Государственного Эрмитажа, фасадов и интерьеров дворца Великого князя Алексея Александровича для размещения Дома Музыки (наб. р. Мойки, 122). Кроме того, «ИНТАРСИЯ» занимается проектированием и реконструкцией Летнего театра и сквера «Молодежного театра на Фонтанке» (наб.р. Фонтанки, 114), реконструкцией зданий бывших Крюковых казарм для размещения Центрального Военно-морского музея (пл. Труда, 5), объектов центра детского и юношеского творчества в поселке «Зеркальный» (Ленинградская область, Выборгский район), реализует другие проекты.

«ИНТАРСИЯ» является членом Европейской Ассоциации предприятий по реставрации архитектурного наследия, Союза реставраторов Санкт-Петербурга, других профессиональных объединений.

Текст: Сергей Бардин