«Я считаю, что даже не 70%, а все 80% компаний в результате влияния кризиса впоследствии уйдут с рынка. Во всяком случае, реальная ситуация, по нашим оценкам, действительно близка к этим оценкам», цитирует вчерашнее высказывание Михаила Викторова РИА Новости. Таким образом, он поддержал вице-президента Ассоциации строителей России (АСР) Владимира Пономарева, который в апреле заявил журналистам, что в настоящий момент около 70% российских строительных компаний находятся в предбанкротном состоянии. Ранее в интервью «БН» генеральный директор Российского Союза строителей пояснял, что всего в России выдано порядка 300 тысяч лицензий на строительство, и если вычесть из этого числа 70% процентов, то мы скорее увидим компании, реально работающие на рынке. «Проблема в том, что на рынке было и остается много компаний-пустышек, однодневок. Они, скорее всего, и исчезнут с рынка – в этом нет ничего страшного. Но основная часть строителей – порядка 50-70 тысяч российских предприятий - останутся. Там много разных компаний: у кого-то ситуация похуже, у кого-то получше», - говорил он. Теперь Михаил Викторов ужесточил свой прогноз и считает, что в число ушедших попадут крупные компании даже с центральных рынков – Москвы и Санкт-Петербурга. Правда, не уточняя, какие именно компании он имеет в виду.

Эксперты считают, что пугают строительные аппаратчики зря, хотя направленность этих прогнозов понятна. Цель - вынудить власти поделиться бюджетными деньгами в процессе строительства или купить квартиры в уже построенных домах, причем не за 30 тысяч рублей за кв. м, как настаивает первый вице-премьер Шувалов, а подороже, хотя бы за 50 тысяч.

«Какие бы кризисы ни были, какие бы сложности ни были, есть компании, которые устоят. Поможет ли им государство, компании ли найдут какие-то правильные пути развития, но по-другому быть не может. А вопросы вроде «правда ли, что ЛЭК -  банкрот?» меня удивляют. Я слышу это уже 17 лет, сколько существует компания. И ничего, до сих пор мы работаем», - говорит руководитель пресс-службы группы ЛЭК Инна Малиновская.

«В отличие от Москвы, строительный бизнес нашего города не так «закредитован». Если в Петербурге и есть крупные строительные компании, которым угрожает банкротство, то их единицы», - полагает генеральный директор НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексей Белоусов.

В Петербурге есть компании, в отношении которых осторожно высказываются мнения о предбанкротном состоянии, – например, «Строймонтаж». По словам управляющего партнера адвокатского бюро «Prime Advice, Семеняко и партнеры» Дениса Химиляйне, представляющего «Строймонтаж» во всех судебных процессах, процедура банкротства не вводится только потому, что идет передача квартир дольщикам. «Когда обязательства перед ними будут выполнены, не исключено, что компания войдет в банкротство», - заявлял он. Но таких компаний, во первых, единицы, а во-вторых, их банкротство – процесс сложный, долгий и далеко не однозначный.

Комментарий

Андрей Пеховский,
руководитель корпоративной практики юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» в Санкт-Петербурге

Инициатива в признании юридического лица банкротом может исходить от самого юридического лица - должника, предвидящего свое банкротство, от его кредиторов либо от уполномоченных органов (когда, например, возникает задолженность по налогам или иным обязательствам перед государством).

Кредитор или уполномоченный орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом лишь после того, как будут исчерпаны иные возможности к получению долга, в том числе предъявлен исполнительный лист, выданный на основании судебного акта о взыскании долга. Дело о признании должника банкротом возбуждается судом лишь при условии, что требования к должнику, не исполненные им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб.

Возбуждение в суде дела о банкротстве не означает, что должник непременно будет признан банкротом и ликвидирован. Основными задачами судебных процедур банкротства являются восстановление платежеспособности должника (но уже не самостоятельно учредителями и руководством должника, а назначенным судом профессиональным арбитражным управляющим или под его контролем), удовлетворение требований кредиторов и продолжение деятельности юридического лица, освободившегося от долгов.

При рассмотрении судом дела о банкротстве применяются следующие процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство. Если первые из названных процедур направлены на восстановление платежеспособности юридического лица (носят "реабилитационный" характер), то конкурсное производство имеет своей основной целью пропорциональное удовлетворение требований кредиторов и предполагает прекращение деятельности юридического лица (ликвидационная мера).

Конкурсное производство открывается арбитражным судом, принявшим решение о признании должника банкротом, сроком на один год. С момента открытия конкурсного производства предъявление требований кредиторов и их удовлетворение производятся только в рамках дела о банкротстве (в порядке конкурса). Одновременно с признанием должника банкротом и открытием конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего, который предпринимает меры по инвентаризации имущества и его оценке, т.е. формирует конкурсную массу, за счет которой и будут погашаться требования кредиторов. Начальная цена продажи выставляемого на торги имущества должника определяется независимым оценщиком.

Затем конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов предложения о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника и организует его продажу с открытых торгов. Полученные средства конкурсный управляющий направляет на расчеты с кредиторами в очередности, установленной законом. Вне очереди погашаются текущие платежи (судебные расходы, оплата труда, коммунальные платежи и т.п.).

В случае с залогом имущества должника банку по кредитному договору, из средств, вырученных от реализации предмета залога, 80% направляется на погашение требований конкурсного кредитора по кредитному договору, обеспеченному залогом имущества должника, а оставшиеся средства от суммы, вырученной от реализации предмета залога, вносятся на специальный банковский счет должника.

Акции (доли) компании, которая является должником, не могут быть проданы (изъяты) по обязательствам этого должника, если только они не являлись предметом обеспечения по кредитными договорам (т.е. если учредители не передали свои акции в залог банку, который выдал кредит должнику). Акции (доли) являются собственностью учредителей (участников) должника, которые по общему правилу гражданского законодательства не несут ответственность по обязательствам компании, если только их обязательные указания, данные компании, не стали причиной банкротства компании. Однако при этом даже в случае ответственности учредителей по долгам их компании акции являются таким же имуществом, как и другие принадлежащие учредителям вещи, и не факт что на эти акции будет обращено взыскание.

Завершив расчеты с кредиторами, конкурсный управляющий представляет суду отчет с указанием размера требований кредиторов, в том числе погашенных, и документы о продаже имущества и погашении требований кредиторов. Если какие-то средства от продажи имущества остаются после расчетов с кредиторами, то такие средства распределяются между учредителями. Рассмотрев отчет, суд выносит определение о завершении конкурсного производства, которое является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

Текст: Павел Никифоров