В минувшую среду Госдума приняла в первом чтении поправки в законопроект «Об оценочной деятельности в РФ». Их суть в том, что заказчиком кадастровой оценки будет теперь выступать только орган исполнительной власти региона, а исполнителями – независимые оценщики.
Оценить объединение
Организации-оценщики должны пройти специальную аккредитацию по требованиям будущего закона, а также застраховать свою ответственность на сумму не менее 30 млн руб. Кроме того, поправки прописывают порядок досудебного урегулирования споров о результатах кадастровой оценки объектов недвижимости. То есть собственник, не согласный с результатами заказанного государством расчета, может привлечь для его пересмотра независимого специалиста.
Изменения в принципы оценочной деятельности – это первый шаг к введению единого налога на недвижимость, к форсированию которого призвал Правительство РФ премьер-министр Владимир Путин. Неделю назад он объявил, что страна будет готова к переходу на такой вид налогообложения уже в 2010 году.
Сейчас за землю и строения на ней взимаются отдельные налоги в муниципальный или региональный бюджеты. Налог на собственность физических лиц (0,1–2% от инвентаризационной стоимости недвижимого имущества) рассчитывается на основании оценки, определенной ПИБ, доход идет в муниципалитет. Эта оценка, как правило, в несколько раз ниже рыночной стоимости недвижимости. Организации перечисляют дань в региональный бюджет, она взимается исходя из балансовой стоимости имущества – региону разрешено устанавливать ставки не выше 2,2%. Налог на землю определяется в размере до 0,3% от кадастровой стоимости участка, не занятого жилищным фондом, и не выше 1,5% для остальных участков.
Оба вида дани предлагается объединить и рассчитывать на основании рыночной оценки имущества в размере 0,01–0,05%. Она должна быть проведена по новой методике массовой оценки. Получателем станет муниципалитет, который и будет утверждать размеры ставки.
Форсировать не удастся
Еще месяц назад заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов заявил, что страна не готова к введению единого налога на недвижимость и что этот процесс займет как минимум пять-шесть лет. Основные проблемы связаны с созданием единого кадастра объектов жилой и нежилой недвижимости с указанием их собственников и рыночной цены. Работа по созданию кадастра приостановлена из-за начавшейся 1 марта реорганизации: Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднены, а их функции передаются новой Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Хотя участники рынка приветствуют отдельные положения нового законопроекта, в целом многие из них скептически относятся к возможности изменения системы налогообложения. Председатель общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Петербурга Елена Церетели считает очень своевременным введение досудебного урегулирования споров по оценке. Это имеет значение для представителей малого и среднего бизнеса, которые хотят приобрести арендуемые ими у города помещения по праву преимущественного выкупа. Сегодня они вынуждены или соглашаться с результатами заказанной чиновниками оценки объекта, которая часто оказывается существенно выше реальной стоимости, или отказываться от своих намерений по выкупу. «Оспорить результаты оценки можно только в суде, а ждать вынесения решения никто не станет, поэтому не согласные с данными оценки предприниматели просто лишаются возможности преимущественного выкупа», – поясняет госпожа Церетели.
Как считает директор по развитию издательских проектов Группы компаний «Бюллетень Недвижимости» Вячеслав Костров, введение единого налога сегодня попросту невозможно по целому ряду причин: «Во-первых, права на землю у нас законодательно до сих пор не урегулированы и не поставлены в соответствие с правами на объекты недвижимости. Например, раз налог будет привязан к земле, то все собственники жилья должны стать землевладельцами. Государство же столько лет препятствовало этому. Моментально оформить земельные участки на собственников жилья не получится. Во-вторых, для введения единого налога нужно привести в соответствие данные о границах земельных участков, зафиксированные в документах, с реальными параметрами наделов. Кроме того, могут возникнуть проблемы с определением того, кто должен выступать налогоплательщиком по тому или иному объекту. Ведь собственниками земли может быть целый ряд лиц, наделенных разными формами собственности. У строения, расположенного на этой земле, тоже будет несколько владельцев, причем не обязательно все они будут обладать правами и на относящуюся к зданию землю». Нюансов, связанных с одним только правовым урегулированием всех этих вопросов, так много, что на их изменение потребуется не один десяток лет, считает Вячеслав Костров.