Общий спад не мог не отразиться и на, казалось бы, непотопляемом рынке элитной недвижимости. Однако, если в Европе меняется потребительская парадигма и состоятельные граждане отказываются от роскоши и необязательных расходов, то в России пока экономия в верхних слоях общества такого размаха не получила. Напротив, заметны другие тенденции.
По словам Владимира Федорова, заместителя генерального директора ООО «Леонтьевский Мыс», листы ожидания на отдельную категорию недвижимости вроде зоны «Золотого треугольника» или мест вблизи Таврического сада все еще существуют. Причем предложения, отвечающего спросу в требуемых объемах – нет.
По словам Владимира Федорова, даже в эту кризисную пору неудивительна сделка по покупке 200-метровой квартиры за 250 млн рублей в районе «Золотого треугольника». Или другая сделка, когда покупают 400-метровые апартаменты на Каменном острове за 290 млн рублей.
Для себя
На элитном рынке исчезла инвестиционная составляющая: если прежде, вкладываясь в дорогие метры, можно было ждать чуть ли не 30% годовых, то теперь на первый план выходят несколько иные ценности. По словам Ольги Копейкиной, директора по продажам ООО «Сестра Ривер-Девелопмент», за время реализации лофт-проекта на базе инструментального завода в Сестрорецке, из листа ожидания кризис вымыл лишь 10% потенциальных покупателей. И эти 10% - инвесторы, планировавшие вложиться в покупку на растущем рынке с целью перепродажи. Поэтому если какой-то тренд и будет суперактуален в кризис – так это повышение ликвидности. А ликвидность имеет вполне четкие условия: для элитного жилья это - безупречная локация и вид из окна, историческое окружение или близость к воде, эксклюзивность проекта и исчерпывающая, но не избыточная, инфраструктура.
Кризис смещает акценты из параллели «спрос-предложение» в плоскость качественной реализации концептов. «Если прежде можно было построить «просто какой-то дом в центре», и его бы раскупили, то теперь просто качественный дом в центре не гарантирует успешной реализации девелоперского проекта», - говорит Владимир Федоров. По его словам, именно в кризис ждут появления проектов, которые обеспечат максимальную выгоду проживания в мегаполисе. Излишняя инфраструктура разрушает само ощущение дома, поэтому сегодня перегруженность элитных объектов всевозможными начинками и «фишками», скорее, моветон, нежели стандарт качества.
Несколько примеров
Конкретные примеры той самой ликвидной элиты будущего, в которой всё прекрасно и достойно своей цены, были также приведены в рамках выступлений участников конференции. Прежде всего, назывались проекты «Набережная Европы» и совершенно эксклюзивный, по мнению многих, объект на Зоологическом, 2-4, от «Возрождения Санкт-Петербурга». В последнем заявлена беспрецедентная в своем сегменте цена: 50 тыс. у.е. за метр, что, по мнению риэлторов, за такую локацию - нормально.
Среди эксклюзивных проектов также прозвучали «Александрия», Шпалерная, 32, - проект работы Михаила Мамошина, «Леонтьевский мыс», дом на Захарьевской, 21. Девелоперы признают, что рынок в последние годы оказался сильно перегружен псевдо-элитными проектами, которые на самом деле никогда не выходили ни за рамки жилья комфорт-класса. Пришло время очистить понятие элита и дать рынку, а заодно и покупателю, четкие ориентиры. И ценовые, в том числе.