Ресурсный центр впервые позволит обучать будущих специалистов по деревянному домостроению на современном оборудовании. Такая возможность обеспечена победой колледжа во всероссийском конкурсе учебных заведений в рамках национального проекта «Качественное образование», поскольку частный бизнес из-за кризиса отложил свое участие в проекте. Реальной отдачей от создания Центра станут не количественные показатели, а выпуск именно тех кадров, в которых нуждается современный стройкомплекс.

Первый – и единственный

В 2007 году комитет по науке и высшей школе правительства Петербурга выступил с идеей создания технопарка на базе колледжа строительной индустрии и городского хозяйства. Были предприняты попытки объединить возможности учебного заведения и вузов, а также предприятий и строительных организаций. Но начался кризис, и работодатели, которые были готовы участвовать в проекте, отказались от сотрудничества. Ситуацию неожиданно изменила победа в федеральном конкурсе в рамках нацпроекта «Качественное образование». Колледж оказался единственным учебным заведением строительного профиля в Петербурге, получившим возможность качественного переоснащения учебно-лабораторной базы. Но задачу пришлось скорректировать, поскольку в новых условиях сотрудничество с практиками «не вытанцовывалось». Единственным исключением стало взаимодействие с некоммерческим партнерством «Ассоциация деревянного домостроения». 

В свое время Ассоциация предложила колледжу готовить специалистов по строительству деревянных зданий и производству конструкций для них. Теперь появилась возможность создать в учебном заведении мастерские по деревообработке, лаборатории по испытанию лакокрасочных покрытий, в том числе деревянных материалов, лабораторию по теплотехническому исследованию конструкций и тепловой диагностике. А также установить программное обеспечение, которое используется на предприятиях индустриального деревянного домостроения. Хотя суть проекта – создание ресурсного центра по строительным технологиям в целом, одним из важнейших его направлений стал акцент на деревянном домостроении и подготовке специалистов, которых не выпускают сейчас практически нигде в России.

«В документах обозначено, что мы создаем модель ресурсного центра, а в кавычках указано: «технопарк». Потому что конечно в рамках одного учебного заведения, даже если мы осуществим эту свою программу, до настоящего «технопарка» еще далековато. Строительный технопарк – это гораздо больший объем, туда входят и вузы, и строительные организации, и промышленные предприятия. Пока будем работать в нынешних корпусах, - говорит заместитель директора колледжа Елена Примерова. – Первый этаж планируется отвести под лаборатории в рамках ресурсного центра». Будут переоснащены мастерские, - их колледж сохранил и использует по назначению. Подобных мастерских другие учебные заведения среднего профессионального образования Петербурга не имеют, нет их и в вузах.

Из 40 млн руб., положенных колледжу как победителю конкурса, 20 млн даст федеральный бюджет - на оборудование, еще 20 региональный - на ремонт, программное обеспечение, методическую подготовку, учебную литературу и повышение квалификации преподавателей. Но из-за инфляции эти средства уже обесценились на треть.

Ресурсный центр должен быть открыт до 15 декабря, т.е. в течение года после победы в конкурсе. Пока же федеральное Агентство по образованию требует еженедельных отчетов о проделанной работе и расходовании выигранных средств. В дальнейшем в течение трех лет колледж обязан демонстрировать результаты деятельности центра.

На «низком старте»

«Сегодня мы «на низком старте», ждем, когда нам дадут отмашку, и пойдут деньги», - говорит Елена Примерова. Составлен перечень оборудования, которое должно быть закуплено, разрабатываются учебные планы и методические пособия. Начало поставок зависит от срока и формы проведения закупок: это может быть тендер, аукцион, электронный аукцион. После согласования технических заданий с комитетом по науке и высшей школе, информация будет опубликована на сайте госзакупок.

«Первых поставок мы ждем к октябрю, - добавляет заместитель директора Татьяна Серова.-  Из-за кризиса все очень медленно двигается. А цены растут. Не все мы можем купить в полном объеме. Чтобы создать единую цепочку оборудования, стараемся мыслимо и немыслимо изворачиваться. Сложность и в том, что финансируют и федералы, и город – вопросы приходится решать в двух местах». Поставки должны были начаться еще в прошлом месяце, но реестр цен поступил только 23 марта». Сначала предполагалось, что будет закуплена немецкая техника. Но, в зависимости от того, кто выиграет конкурс, она может быть заменена российскими аналогами – если такие найдутся.

Еще в 2006 году, когда увеличилось финансирование и колледж смог закупать специализированное оборудование, дирекция столкнулась с тем, что его просто нет. Посему в лабораториях стоит оборудование 30-летней давности, пусть и сохраненное силами преподавателей в хорошем состоянии. Но это далеко от того, что используется в современном производстве. «Никто нам поставить целую лабораторию не мог. Были отдельные элементы – весы, печи, а лаборатории строительных материалов не было. Мы не говорим о лабораториях химии, биологии – этого полно. Но оборудования по специальности российского производства не было», - поясняет Татьяна Серова.

К тому же, компании-поставщики как правило готовы участвовать в конкурсах только на условиях предоплаты. А условия госзакупок предполагают, что сначала они поставят оборудование на свои средства, и лишь потом получат деньги.

Поэтому победителями оказываются перекупщики. «Компании идут на понижение заявленной стоимости чуть ли не в десять раз. Мы изучаем рынок, и знаем, сколько стоит оборудование. Было заявлено оборудование на 2 млн руб., а выигрывает компания, которая дает за это все 200 тыс. руб. И что они нам за 200 тыс. руб. поставят? А мы бесправны. Мы можем объявить конкурс несостоявшимся, провести его заново - но время уходит. Такие случаи были по плановым поставкам компьютеров. Я с очень большой тревогой жду этих конкурсов, - признается Елена Примерова.- Потому что конкурс на поставку тех станков, которые нужны нам, которые мы видели в работе и используются на предприятиях деревообработки, компании-производители могут не выиграть. А мы хотим учить современными методами на современном оборудовании, том, которое нужно, а не том, которое получится».

Текст: Василий Когаловский