Соглашение с международным консорциумом «Невский меридиан», который выиграл прошлогодний концессионный конкурс по строительству ЗСД, должно было быть подписано еще в декабре 2008-го. Но из-за мирового кризиса банки отказались кредитовать концессионера.
С отсрочкой на три года
Концессионеру предстояло профинансировать 50% от общей стоимости объекта (она составляет 213 млрд руб.), а 34% и 16% должны были взять на себя, соответственно, федеральный и городской бюджеты. Переговоры между сторонами затянулись: «Невский меридиан» рассчитывал снизить свою инвестиционную нагрузку, государство-концедент стояло на своем. Договориться так и не удалось.
На прошлой неделе Смольный принял решение продолжать строительство пока только за счет государственного финансирования. Как заявил председатель Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Олег Виролайнен, «подписание концессионного соглашения признано нецелесообразным». На текущий год в казне РФ на строительство ЗСД запланировано 6 млрд руб., в казне Петербурга – 3,145 млрд, на 2010 год, в общей сложности, – 17 млрд руб., распределенные между бюджетами двух уровней примерно в той же пропорции. Впоследствии (ориентировочно – в 2011-м) к схеме концессии предполагается вернуться.
К 2011 году, как заявлялось ранее, трасса завершена не будет. Теперь речь идет о 2013–2014 годах.
В 2010-м планируется полностью ввести участок длиной 2,3 км от транспортной развязки в районе Дачного проспекта до строящейся развязки на пересечении ЗСД с Благодатной улицей. По словам Олега Виролайнена, конкурс на его возведение пройдет до июня 2009 года.
Сейчас готовится постановление Правительства РФ, вносящее соответствующие корректировки в проект с федеральной стороны. Кроме того, в конце прошлого года Премьер-министр РФ Владимир Путин рекомендовал Минтрансу пересмотреть стоимость дорожных строек с участием федерального бюджета. Он пояснил, что цены на стройматериалы и рабочую силу упали, что не может не отразиться на себестоимости строительства. Результаты проверки финансовых параметров ЗСД также будут отражены в постановлении.
Напомним, что первая очередь ЗСД длиной 5,7 км была открыта в ноябре прошлого года. Городской бюджет потратил на нее около 16 млрд руб. Общая протяженность трассы составит 48,9 км. Магистраль должна стать платной, деньги за проезд по ней начнут брать уже в конце 2009 года. От КАД до грузовых районов морского торгового порта можно будет проехать за 100 руб. на легковом автомобиле и за 150–300 – на грузовике. Ежедневно по ЗСД проезжает около 10 тысяч авто. От платной эксплуатации трассы бюджет Петербурга получит порядка 700–800 млн руб. в год.
Как уехать из порта
Отсрочка запуска ЗСД рикошетом ударит по другому крупнейшему петербургскому проекту – пассажирскому порту «Морской фасад», который строится на намывной территории Васильевского острова. Торжественно открытый в прошлом году, «Морфасад» рассчитывает в этом году принять уже 111 круизных судов. По подсчетам инвестора проекта (ОАО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад»), через четыре причала порта (один был открыт в 2008 году, еще три – введут в текущем) до окончания навигации пройдут около 500 тысяч туристов. Полностью терминал должен быть готов к 2011 году, семь его причалов будут принимать в сезонный период по 12 тысяч туристов в день.
Напомним, что на 33 га намытой на Васильевском острове земли расположится порт, еще около 3 га займут причалы речного вокзала, 230 га – дорожная сеть, 10 га – зеленая зона, остальную территорию (около 170 га) отдадут под жилую, коммерческую и социальную застройку.
Еще в прошлом году скептически настроенные эксперты предполагали, что ажиотажного спроса инвесторов на terra nova ожидать не стоит. Вице-президент Гильдии управляющих и девелоперов Санкт-Петербурга, управляющий партнер «АйБи ГРУПП» Юрий Борисов отмечал, что для проекта, результатом реализации которого станет резкий рост пассажиропотоков на всех наземных, подземных и водных видах транспорта, «самой серьезной потенциальной угрозой является инфраструктура, где проблема номер один – транспортная доступность».
Сами «морфасадовцы» никогда не скрывали, что во многом делают ставку именно на ЗСД. Правда, генеральный директор ОАО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» Алексей Китиков обещает, что до 60% пассажиров терминала можно будет доставлять до городских достопримечательностей и гостиниц речными судами, отправляющимися с речного порта, строительство которого предусмотрено проектом. Но это станет возможным только после вывода терминала на полное развитие. А до тех пор основной транспортной артерией должен был стать ЗСД.
Впрочем, некоторые эксперты не видят трудностей в сложившейся ситуации. По их оценкам, в результате кризиса потоки автотранспорта на городских дорогах уменьшились в среднем на 7%. Так что поездки туристов, которые будут курсировать в этом году от намывных набережных «Морфасада» вглубь Васильевского острова, вряд ли станут причиной серьезных транспортных проблем для островитян.