Организаторами конкурса выступали КГА совместно с компанией «Петербург-Сити» при участии Комитета по инвестициям и стратегическим проектам, но реальным заказчиком, как и в состязаниях на лучший проект бизнес-центра «Невская ратуша», был «ВТБ-Девелопмент» во главе с Сергеем Матвиенко, а в жюри сопредседательствовали Валентина Матвиенко и президент ВТБ Андрей Костин.

Полный кворум

В судейском составе чиновники и банкиры превосходили профессионалов не числом, а влиянием, хотя оценивали работы коллег, кроме четверых авторитетных петербуржцев, президент Союза архитекторов России Андрей Боков, а также немецкие зодчие Вольквин Марг и Кристоф Коль. Кворум, по уверениям сопредседателей, был абсолютным.

Валентина Матвиенко изложила усилия всех ее предшественников по власти за сто лет достойно обустроить Тучков буян, включая конкурсы начала ХХ века и довоенные идеи разбить на этом месте спортивно-парковую зону. «Все попытки создать здесь гармоничный ансамбль не увенчались успехом», а вот теперь, благодаря нынешней администрации и стратегическому партнеру Петербурга, сбывается вековая мечта горожан: на набережной между Тучковым и Биржевым мостами появится элитный квартал площадью почти 10 га с театром и променадом.

Оглашать расклад голосов в пользу разных состязателей губернатор сочла некорректным, но путем опроса членов жюри удалось выяснить, что победу Герасимов и Чобан получили из рук лобби заказчиков, поддержанного тремя архитекторами. Вошедшие в шорт-лист проекты Марио Ботты и «Студии 44» Никиты Явейна, несмотря на поддежку нескольких профессионалов, проиграли с троекратным отрывом.

Хотя победил проект с наименьшиим выходом жилых площадей, Андрей Костин развеял подозрения в бескорыстии инвестора. Разумеется, проект будет рентабельным, но рано говорить насколько: «Правление банка принципиально одобрило финансирование. Большое. До кризиса - в размере $2 млрд. Мы надеемся на возможность сейчас удешевить проект не за счет качества, а путем снижения стоимости работ».

Глава банка обрисовал этапы большого пути: к середине следующего года закончится перемещение ГИПХа, в 2011 году - рекультивация земли, в 2015 году будет построен театр. «Мы обещали вопреки коммерческой заинтересованности начать с театра, поскольку Эйфман очень долго ждет. В ближайшее время объявим дополнительный конкурс, тоже европейское соревнование, на здание самого театра. И, наконец, в 2016 году, когда, надеемся, кризис уже закончится и спрос на дорогое жилье восстановится, мы введем коммерческие площади, - заявил г-н Костин и, заметив замешательство в публике от такого прогноза, поспешил добавить -  Конечно, я шучу. Тем не менее, проект долгосрочный и дорогой, но он того стоит».

На просьбу мотивировать выбор жюри, главный архитектор города Юрий Митюрев ответил: «Все представленнные работы имеют свои плюсы и минусы, и это нормально. Но объективно именно победитель наиболее точно выполнил условия конкурса, которые предполагают в дальнейшем участие европейских архитекторов».

Каравай&каравай: какой хочешь выбирай

Конкурсные предложения фаворитов и явного аутсайдера испанца Хосе Рафаэля Монео, являют неожиданный «гастрономический» контраст. Евгений Герасимов и Сергей Чобан выстраивают квартал от здания театра в форме то ли кулича, то ли пасхального яйца. Овальное в плане здание положено на «блюдо» парадной площади, окруженное дугой неоклассических фасадов, прорезанных улицами, ведущими к прибрежным палаццо. Улочка в торгово-офисной зоне выполнена крытым пассажем.

Господин Монео, как будто нарочито снижая пафос образа, кладет четвертинку круглого хлеба срезанной стороной к улице Добролюбова и добавляет к этому странному объему тамбур, напоминающий заводскую проходную. Стеклянный цилиндр на соседнем участке как будто только и ждал этого дополнения картины пролетарского застолья на городской окраине.

Амбициозный проект-победитель, следующий логике имперского города, сильно выигрывает в этом сравнении. Выстраивая вдоль берега жилые дворцы, авторы предполагают с участием разных европейских архитекторов продолжить историческую традицию застройки Петербурга, а число видовых квартир увеличить за счет новой театральной площади.

Бункеры и ковши

Швейцарец Марио Ботта, несмотря на многочисленные неудачи в прежних конкурсах, остается верным себе и снова предлагает Петербургу собственный авторский стиль. Его фирменные «полосатые бункеры» угадываются даже в плотно сколоченных треугольниках жилых кварталов, часть которых имеет выгнутый дугой фасад, обращенный к воде. Члены жюри дружно хвалили проект Ботты за «попадание в масштаб», но российские строительные нормы автор игнорирует по-прежнему. Концептуальная работа Дэвида Чипперфильда вызвала бурные споры профессионалов. Многие из них сочли неадекватными и абсолютно неуместными на парадной набережной минималистские короба с плоскими кровлями, а обычные горожане в книге отзывов простодушно возмущались отсутствием своих любимых башенок.

Проект «Студии 44» Никиты Явейна, несмотря на смысловую перегруженность, снискал наибольшую приязнь публики. Здесь каждый мог отыскать свой Петербург. Марина с пристанями и гаванцами, оживляет пустынную акваторию дельты Невы и разом напоминает о прежней суете пенькового буяна и петровских каналах. Перебивая сам себя, автор совмещает в проекте черты Петроградской стороны с «трезубцем улиц» левого берега и, единственный из всех состязателей, следует мастер-плану Юрия Земцова и Михаила Кондиайна. Правда, предлагаемый ими «меандр» жилых домов с глубокими курдонерами превратился в «веер» вытянутых зданий, торцами обращенных к набережной. Это обеспечивает максимум видовых квартир и делает возможными разные романтические затеи, вроде мостиков над «ковшами» и висячих садов. Но именно торцы эксперты и члены жюри сочли неприемлемыми.

Комментарии

 

Андрей Боков, президент Союза архитекторов России:

Выбран профессиональный, серьезный проект, в котором практически учтены все требования, обязательные для работы такого уровня, включая возможность реализации по очередям. В нем есть и размах, и некоторая простота, и убедительность. Претензии касаются некой невнятности исторических амбиций. У меня лично вызывает сомнение транспортная схема. Это очень существенное обстоятельство, потому что в центре города добавляется свыше трехсот тысяч квадратных метров жилья и торговых площадей, а проблема въезда и выезда проектом не решена.

Юрий Митюрев, главный архитектор Петербурга:

Прошу понять: я вынужден быть объективным, поскольку и в составе жюри продолжаю оставаться главным архитектором города. Я неоднократно участвовал в конкурсах, и меня всегда раздражал необъективный выбор жюри, если кто-то сделал проект с нарушением конкурсных условий и победил. Условия надо строго соблюдать – это жесткое требование. А здесь нарушения были почти у всех. Марио Ботта, например, изменил местоположение инженерного центра и сделал узкие дворы, которые, конечно, не пройдут по инсоляции. К нему же претензии по просматриваемости «окно в окно».

А что касается архитектуры, я пытался отстаивать проект Никиты Явейна, но выходящие на берег торцы жилых зданий в проекте «Студии 44» защитить не удалось. Должен напомнить: победителей не судят.

Показатели проекта-победителя:

Площадь участка в границах благоустройства 119 069 кв. м.

Площадь озеленения                                                9 670 кв. м.

Общая площадь зданий МФК                              378 942 кв. м.

Общая площадь подземного пространства 105 135 кв. м.

Жилой комплекс:

Общая площадь 132 405,5 кв. м.

Общая (продаваемая) площадь квартир 110 258 кв. м.

Количество квартир 754

Общая площадь встроенных помещений 32 132 кв. м.

Коэффициент отношения продаваемой площади к общей площади зданий выше уровня земли 63%

Торгово-офисный комплекс:

Общая площадь торговых помещений 21 861,8 кв. м.

Коэффициент отношения арендуемой площади к общей 67%

Гостиница:

Общая площадь номеров 8290,5 кв. м.

номеров 154

апартаментов 70

Подземное пространство:

Парковочных мест 3101

из них:

- в жилой зоне 1251

- для торгово-офисного центра 953

- в зоне Дворца танца 110

- гостиницы 223

Дворец танца:

Общая площадь 18 304,7 кв. м.

Высота здания 28-40 м

Высота сценической коробки 32,65 м

Пешеходная набережная:

Общая площадь 12 305 кв. м.

Площадь озеленения 70 кв. м.

Текст: Наталья Гиоева