Председатель Комитета по транспортно-транзитной политике Николай Асаул охарактеризовал документ как концептуальный, с помощью которого удастся зарезервировать земли под строительство яхт-клубов с набором необходимой инфраструктуры: сегодня прибрежные территории инвесторы разбирают под другие функции. «У берега объект любого назначения выглядит антуражнее», – иронизирует вице-президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Андрей Березкин.

Просто стратегия

Концепция размещения баз для маломерного флота выполнена Институтом строительных проектов по заказу Комитета по транспортно-транзитной политике. Первый вариант схемы разработан Комитетом по градостроительству и архитектуре несколько лет назад, однако до правительственного постановления дело не дошло.

Сейчас, по данным Государственной инспекции по маломерным судам Санкт-Петербурга (ГИМС), в городе примерно 44 тысячи маломерных судов. Из них всего 5,6 тысячи хранятся на организованных стоянках на берегу, еще 5–6 тысяч – в акватории в период навигации. Яхт высокого класса у нас насчитывается примерно 2,5 тысячи. Эти суда располагаются, в основном, в яхт-клубах или вообще за границей.

По данным Института строительных проектов, в Петербурге и пригородах есть 48 стоянок разного уровня, в том числе недействующие.

«Институт определил стратегию развития сети стоянок маломерного флота до 2015 года, с перспективой на 2025 год, – рассказал главный архитектор института Сергей Канаев. – К расчетному сроку в 12 административных районах Петербурга будут действовать 90 объектов базирования и обслуживания маломерных судов, рассчитанных на 16 тысяч яхт и катеров на береговой линии и до 17 тысяч в акваториях. Количество судов, размещаемых в навигационный период, можно значительно увеличить за счет использования акваторий, находящихся в федеральной собственности, таких как Финский залив и Нева».

Карты – инвесторам в руки

На территориях общей площадью 320 га (к 130 га, которые уже используются, прибавились 180 га резервных) планируется разместить яхтенные, гребные, водно-моторные и детские спортивные клубы, береговые стенки и плавучие пирсы. Предусматриваются техническое перевооружение и реконструкция действующих, а также строительство новых объектов маломерного флота, создание дополнительных таможенных и пропускных пунктов, резервирование территорий для соревнований по водным видам спорта олимпийского уровня.

Будущие объекты базирования поделены на классы по качеству сервиса в соответствии с европейскими правилами – от А до Е. Кроме открытых площадок для хранения судов, автомобильных парковок и пунктов медицинской помощи, обязательных для баз любого класса, элитный вариант яхт-клуба предусматривает дополнительно сауны, рестораны, круглосуточные магазины, гостиницы и даже вертолетные площадки. При этом заранее известны точные адреса будущих элитных марин.

Освоение территорий планируется отдать в руки инвесторов. По словам Николая Асаула, в бюджете заложены лишь скромные средства для мониторинга. Задача администрации сводится к резервированию участков и предоставлению их затем на законных основаниях (читай, через торги). Большинство объектов предполагается передавать инвесторам в аренду на инвестиционных условиях. Однако некоторые участки, по словам Николая Асаула, инвесторы получат в собственность, поскольку строительство инфраструктурных сооружений предполагает большие затраты.

По словам Андрея Березкина, подсчитать примерные затраты на возведение места стоянки сложно, поскольку не только набор помещений, их размер и уровень сервиса предполагается разным – различными будут расходы на гидротехнические объекты. Заранее неизвестно, например, понадобится ли строить защитные сооружения, проводить дноуглубительные работы, рыть дополнительный фарватер и т. д. Однако на возведение даже самого непритязательного места стоянки маломерных судов потребуется, по мнению Березкина, несколько десятков миллионов рублей, не считая арендных платежей.

В навигацию, по мнению Сергея Канаева, надо использовать акваторию, но поскольку это федеральная собственность, необходимо прежде договориться с федеральными властями. Акватории залива не учтены в схеме, соответственно, и не согласованы. По словам Андрея Березкина, инвесторам в каждом случае самостоятельно предстоит получать разрешение федеральных органов на гидротехнические работы – в соответствии с конкретным задуманным проектом.

Нет в мире совершенства

По мнению специалистов, Петербург обладает выгодным географическим положением, а также уникальной сетью акваторий для развития яхтенно-катерного туризма. Между тем в наш город ежегодно приходит всего 300–350 иностранных яхт. Для сравнения: в Финляндии и Швеции их бывает 25–30 тысяч в год. Причины не только в трудностях пересечения границы или получения виз – нет мест стоянок и уровень сервиса низок. Кроме увеличения числа стоянок, в схеме предусмотрен заход в Петербург 10 тысяч яхт.

Будущие объекты базирования планируется использовать также для остановок городского пассажирского водного транспорта, чья доля пока чрезвычайно мала в общем объеме перевозок. Между тем активное развитие этого вида транспорта способно избавить людей хотя бы от части автомобильных пробок на городских магистралях.

Петербург стал первым российским городом, который получил, пусть и не детализированную, но живую схему для строительства причалов и марин. Андрей Березкин полагает, что появление документа – «питерский прорыв». Ни один российский «водный» город даже не приступал к разрешению подобной задачи.

Однако принятие документа имеет и другие последствия. Во-первых, по словам Сергея Канаева, схема – дополнение к Генплану, после ее утверждения появилась необходимость корректировать недавно принятые с большими спорами Правила землепользования и застройки. Для этого Комитет по транспортно-транзитной политике должен проявить законодательную инициативу – внести свои поправки на основании отраслевой схемы. Когда удастся внести поправки в ПЗЗ, пока неизвестно.

Кроме того, уже сейчас схема не поспевает за развитием яхтинга. Из предложенных 118 объектов размещения общими усилиями комитеты администрации оставили только 90.

Мировая тенденция – ежегодное увеличение количества маломерных судов на 5–10%. Прогноз для Петербурга – ежегодный трехпроцентный прирост. К 2025 году ожидается, что в Северной столице будет 60 тысяч судов. Уже сейчас очевидно: город не сможет обеспечить все суда местами стоянок, 14 тысяч будут храниться на берегу, а 15 тысяч – в акватории.

Адресный перечень объектов базирования и обслуживания маломерного флота класса В (яхтенный порт с ограниченным набором услуг)

Наименование объекта Адрес объекта Площадь береговой территории, кв. м Количество судов в межнавигационный период, ед.
Серный остров  Уральская ул., у д. 13, лит. «Ц»  22 901 50
Морской фасад   ВО, берег Невской губы 89 109 -
Тарховка  Сестрорецк, Инструментальная ул., юго-западнее д. 10 по Транспортной ул.  87 977 30
Невский   Пр. Обуховской Обороны, уч. 1, юго-восточнее д. 32 7 308 30
Крестовский-1   Северная дорога, у д. 15, лит. «А» 21 448 30
Штандарт   Петровская коса, д. 7, лит. «А» 38 655 20
 Петровский-2  Ремесленная ул., у д. 17 37 581 10
 Петровский-3 Петровский пр., у д. 2, лит. «А»  34 456 10
 Петровский мол – 1  Пос. Стрельна, Пристанская ул. западнее д. 25 63 239 50
Петровский мол – 2   Пос. Стрельна, Нижняя дорога, севернее Стрельнинского кладбища 75 212 50
Купеческая гавань – 1   Петродворец, Нижняя дорога, восточнее Троицкого ручья 56 657 450
Пьяная гавань   Приморский пр., у д. 72, лит. «А» 59 597 30

Адресный перечень объектов базирования и обслуживания маломерного флота класса А (яхтенный порт с полным набором услуг)

Наименование объекта Адрес объекта Площадь береговой территории, кв. м Количество судов в межнавигационный период, ед.
Красненькая Южный берег Невской губы, устье реки Красненькой 246 406 200
Яхтенный порт Кронштадт, Тулонская аллея, д. 2 82 122 250
База Литке Кронштадт, Цитадельское шоссе, д. 18 294 533 100
Терийоки Зеленогорск, Золотой пляж 12 018 150
Рыбацкая заводь Рыбацкий пр., от реки Мурзинки до ул. Дмитрия Устинова 10 061 150
Горская Комплекс защитных сооружений от наводнений, участок 7 137 054 150
Лахта Пос. Лахта, Береговая ул., д. 19, лит. «Е» 129 652 650

Источник: Институт строительных проектов

Текст: Елена Зубова