Председатель Комитета по транспортно-транзитной политике Николай Асаул охарактеризовал документ как концептуальный, с помощью которого удастся зарезервировать земли под строительство яхт-клубов с набором необходимой инфраструктуры: сегодня прибрежные территории инвесторы разбирают под другие функции. «У берега объект любого назначения выглядит антуражнее», – иронизирует вице-президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Андрей Березкин.
Просто стратегия
Концепция размещения баз для маломерного флота выполнена Институтом строительных проектов по заказу Комитета по транспортно-транзитной политике. Первый вариант схемы разработан Комитетом по градостроительству и архитектуре несколько лет назад, однако до правительственного постановления дело не дошло.
Сейчас, по данным Государственной инспекции по маломерным судам Санкт-Петербурга (ГИМС), в городе примерно 44 тысячи маломерных судов. Из них всего 5,6 тысячи хранятся на организованных стоянках на берегу, еще 5–6 тысяч – в акватории в период навигации. Яхт высокого класса у нас насчитывается примерно 2,5 тысячи. Эти суда располагаются, в основном, в яхт-клубах или вообще за границей.
По данным Института строительных проектов, в Петербурге и пригородах есть 48 стоянок разного уровня, в том числе недействующие.
«Институт определил стратегию развития сети стоянок маломерного флота до 2015 года, с перспективой на 2025 год, – рассказал главный архитектор института Сергей Канаев. – К расчетному сроку в 12 административных районах Петербурга будут действовать 90 объектов базирования и обслуживания маломерных судов, рассчитанных на 16 тысяч яхт и катеров на береговой линии и до 17 тысяч в акваториях. Количество судов, размещаемых в навигационный период, можно значительно увеличить за счет использования акваторий, находящихся в федеральной собственности, таких как Финский залив и Нева».
Карты – инвесторам в руки
На территориях общей площадью 320 га (к 130 га, которые уже используются, прибавились 180 га резервных) планируется разместить яхтенные, гребные, водно-моторные и детские спортивные клубы, береговые стенки и плавучие пирсы. Предусматриваются техническое перевооружение и реконструкция действующих, а также строительство новых объектов маломерного флота, создание дополнительных таможенных и пропускных пунктов, резервирование территорий для соревнований по водным видам спорта олимпийского уровня.
Будущие объекты базирования поделены на классы по качеству сервиса в соответствии с европейскими правилами – от А до Е. Кроме открытых площадок для хранения судов, автомобильных парковок и пунктов медицинской помощи, обязательных для баз любого класса, элитный вариант яхт-клуба предусматривает дополнительно сауны, рестораны, круглосуточные магазины, гостиницы и даже вертолетные площадки. При этом заранее известны точные адреса будущих элитных марин.
Освоение территорий планируется отдать в руки инвесторов. По словам Николая Асаула, в бюджете заложены лишь скромные средства для мониторинга. Задача администрации сводится к резервированию участков и предоставлению их затем на законных основаниях (читай, через торги). Большинство объектов предполагается передавать инвесторам в аренду на инвестиционных условиях. Однако некоторые участки, по словам Николая Асаула, инвесторы получат в собственность, поскольку строительство инфраструктурных сооружений предполагает большие затраты.
По словам Андрея Березкина, подсчитать примерные затраты на возведение места стоянки сложно, поскольку не только набор помещений, их размер и уровень сервиса предполагается разным – различными будут расходы на гидротехнические объекты. Заранее неизвестно, например, понадобится ли строить защитные сооружения, проводить дноуглубительные работы, рыть дополнительный фарватер и т. д. Однако на возведение даже самого непритязательного места стоянки маломерных судов потребуется, по мнению Березкина, несколько десятков миллионов рублей, не считая арендных платежей.
В навигацию, по мнению Сергея Канаева, надо использовать акваторию, но поскольку это федеральная собственность, необходимо прежде договориться с федеральными властями. Акватории залива не учтены в схеме, соответственно, и не согласованы. По словам Андрея Березкина, инвесторам в каждом случае самостоятельно предстоит получать разрешение федеральных органов на гидротехнические работы – в соответствии с конкретным задуманным проектом.
Нет в мире совершенства
По мнению специалистов, Петербург обладает выгодным географическим положением, а также уникальной сетью акваторий для развития яхтенно-катерного туризма. Между тем в наш город ежегодно приходит всего 300–350 иностранных яхт. Для сравнения: в Финляндии и Швеции их бывает 25–30 тысяч в год. Причины не только в трудностях пересечения границы или получения виз – нет мест стоянок и уровень сервиса низок. Кроме увеличения числа стоянок, в схеме предусмотрен заход в Петербург 10 тысяч яхт.
Будущие объекты базирования планируется использовать также для остановок городского пассажирского водного транспорта, чья доля пока чрезвычайно мала в общем объеме перевозок. Между тем активное развитие этого вида транспорта способно избавить людей хотя бы от части автомобильных пробок на городских магистралях.
Петербург стал первым российским городом, который получил, пусть и не детализированную, но живую схему для строительства причалов и марин. Андрей Березкин полагает, что появление документа – «питерский прорыв». Ни один российский «водный» город даже не приступал к разрешению подобной задачи.
Однако принятие документа имеет и другие последствия. Во-первых, по словам Сергея Канаева, схема – дополнение к Генплану, после ее утверждения появилась необходимость корректировать недавно принятые с большими спорами Правила землепользования и застройки. Для этого Комитет по транспортно-транзитной политике должен проявить законодательную инициативу – внести свои поправки на основании отраслевой схемы. Когда удастся внести поправки в ПЗЗ, пока неизвестно.
Кроме того, уже сейчас схема не поспевает за развитием яхтинга. Из предложенных 118 объектов размещения общими усилиями комитеты администрации оставили только 90.
Мировая тенденция – ежегодное увеличение количества маломерных судов на 5–10%. Прогноз для Петербурга – ежегодный трехпроцентный прирост. К 2025 году ожидается, что в Северной столице будет 60 тысяч судов. Уже сейчас очевидно: город не сможет обеспечить все суда местами стоянок, 14 тысяч будут храниться на берегу, а 15 тысяч – в акватории.
Адресный перечень объектов базирования и обслуживания маломерного флота класса В (яхтенный порт с ограниченным набором услуг)
Наименование объекта | Адрес объекта | Площадь береговой территории, кв. м | Количество судов в межнавигационный период, ед. |
Серный остров | Уральская ул., у д. 13, лит. «Ц» | 22 901 | 50 |
Морской фасад | ВО, берег Невской губы | 89 109 | - |
Тарховка | Сестрорецк, Инструментальная ул., юго-западнее д. 10 по Транспортной ул. | 87 977 | 30 |
Невский | Пр. Обуховской Обороны, уч. 1, юго-восточнее д. 32 | 7 308 | 30 |
Крестовский-1 | Северная дорога, у д. 15, лит. «А» | 21 448 | 30 |
Штандарт | Петровская коса, д. 7, лит. «А» | 38 655 | 20 |
Петровский-2 | Ремесленная ул., у д. 17 | 37 581 | 10 |
Петровский-3 | Петровский пр., у д. 2, лит. «А» | 34 456 | 10 |
Петровский мол – 1 | Пос. Стрельна, Пристанская ул. западнее д. 25 | 63 239 | 50 |
Петровский мол – 2 | Пос. Стрельна, Нижняя дорога, севернее Стрельнинского кладбища | 75 212 | 50 |
Купеческая гавань – 1 | Петродворец, Нижняя дорога, восточнее Троицкого ручья | 56 657 | 450 |
Пьяная гавань | Приморский пр., у д. 72, лит. «А» | 59 597 | 30 |
Адресный перечень объектов базирования и обслуживания маломерного флота класса А (яхтенный порт с полным набором услуг)
Наименование объекта | Адрес объекта | Площадь береговой территории, кв. м | Количество судов в межнавигационный период, ед. |
Красненькая | Южный берег Невской губы, устье реки Красненькой | 246 406 | 200 |
Яхтенный порт | Кронштадт, Тулонская аллея, д. 2 | 82 122 | 250 |
База Литке | Кронштадт, Цитадельское шоссе, д. 18 | 294 533 | 100 |
Терийоки | Зеленогорск, Золотой пляж | 12 018 | 150 |
Рыбацкая заводь | Рыбацкий пр., от реки Мурзинки до ул. Дмитрия Устинова | 10 061 | 150 |
Горская | Комплекс защитных сооружений от наводнений, участок 7 | 137 054 | 150 |
Лахта | Пос. Лахта, Береговая ул., д. 19, лит. «Е» | 129 652 | 650 |
Источник: Институт строительных проектов