В четверг, 27 ноября, в Мариинском дворце комиссия ЗС по горхозяйству провела парламентские слушания по законопроекту «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон».

Поделили полномочия

Напомним, что законопроект о РЗО был одобрен Смольным в середине октября. Новый закон дифференцировал существующую с 1988 года объединенную охранную зону (ООЗ) на три типа территорий: охранная зона, зона регулирования застройки (ЗРЗ с подзонами) и зона охраняемого ландшафта. Самая жесткая по обременениям – охранная. По мере удаления от исторического ядра ограничения для застройщиков становятся менее жесткими. В целом для каждой зоны, каждого квартала, территории каждого памятника установлены свои режимы использования. Кроме того, под охрану закона берутся городские пространства, панорамы, визуальные коридоры, виды природного ландшафта, археологические слои и т.д.

Теоретически документ должен ввести обременения для хозяйственной деятельности на половине территории города. По словам заместителя председателя КГИОП Алексея Комлева, из 144 тыс. га площадей Петербурга около 77 тыс. га охвачены зонами охраны культурного наследия. На всех остальных землях «нормы поведения» для строителей должны установить Правила землепользования и застройки.

На практике сфера ответственности КГИОП будет гораздо меньшей. Непосредственно охранная зона, как говорят ревнители петербургской старины, сократилась в три раза по сравнению с действовавшей. И зона регулирования застройки (ЗРЗ-1) это бывшая ООЗ. В ЗРЗ-1, например, теперь попали: Невский проспект от Литейного до Александро-Невской лавры, набережные Фонтанки (от площади Ломоносова и далее), кварталы у улиц Некрасова, Маяковского, Чехова и другие. Причем, по словам заместителя председателя Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) Александра Кононова, режимы зон охраны даже в пределах ЗРЗ-1 сильно отличаются. Например, на ЗРЗ-1В допускаются изменения объемно-пространственных решений с возможностью пробивки новых улиц и проспектов.

Территория ЗРЗ-2 и ЗРЗ-3 уже попадает в сферу компетенции КГА. Высотные режимы на этих территориях будут устанавливаться не законом о РЗО, а Правилами землепользования и застройки. Как говорит глава КГИОП Вера Дементьева, данный компромисс объясняется тем, что в этих зонах мало объектов культурного наследия. И основной принцип градостроительного регулирования здесь – высотный.

Сохранение и развитие

Законопроект о РЗО (подготовленный еще два года назад) уже хотят откорректировать. Свой пакет поправок подготовило Санкт-Петербургское отделение ВООПиК. В частности, действующая редакция закона допускает снос исторических зданий в случае признания их аварийными и при невозможности их сохранения. И если здание находилось в охранной зоне, то его обязаны восстановить в соответствии со всеми прежними параметрами. А если в ЗРЗ-1 - у него воссоздадут лишь фасады, выходящие на улицы. ВООПИК предлагает распространить жесткие требования, существующие в охранной зоне, и на зоны регулируемой застройки.

Свои предложения подали и застройщики. От их лица на слушаниях выступил генеральный директор Ассоциации строителей Санкт-Петербурга Алексей Белоусов, подавший две поправки к проекту. Первая: не распространять действие закона на объекты, на которые уже получена историко-культурная экспертиза, но, тем не менее, эти проекты не вписываются в новые режимы зон охраны. Кроме того, г-н Белоусов просит законодателей учесть тот факт, что часть памятников, на которые разработаны режимы, Правительство РФ уже вычеркнуло из перечня объектов культурного наследия.

Предложения по корректировке закона о РЗО есть и у парламентариев. По словам главы комиссии ЗС по горхозяйству Сергея Никешина, озвучены они будут на будущей неделе. По причине того, что сам законопроект до парламента еще не добрался. Единственное, на чем порешили: рассматривать законы о РЗО и о ПЗЗ одновременно, чтобы избежать ошибок и разночтений.

Текст: Александр Смирнов