Ежегодный Съезд строителей СЗФО, который состоится 4 декабря в петербургском «Ленэкспо», станет для участников рынка последней возможностью обменяться мнениями перед столь важным событием. В ходе мероприятия, организованного Союзом строительных объединений и организаций (ССОО) Санкт-Петербурга и Ленинградской области, профессионалы планируют обсудить наиболее острые проблемы отрасли. В частности, будут затронуты вопросы развития строительства доступного и социального жилья в регионе, привлечения финансирования и работы с госконтрактами. Однако ключевой темой обсуждения станет организация деятельности в рамках СРО с 1 января будущего года.

Новые горизонты

Ряд федеральных законов, принятых за последние 12 лет, открыл отечественному бизнесу невиданные ранее перспективы для развития. В частности, несколько областей российской экономики смогли избавиться от механизма госконтроля и взять за основу своей деятельности единые профстандарты и взаимную ответственность. Предоставленной законодателями возможностью уже воспользовались объединения оценщиков, нотариусов, аудиторов и арбитражных управляющих.

С принятием 22 июля 2008 года Федерального закона № 148 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты» в России в большинстве своем прекратились споры о возможности создания саморегулируемых организаций в строительном комплексе (СРОС), и началась практическая работа по образованию подобных структур.

Согласно принятому ранее Федеральному закону № 315 «О саморегулируемых организациях», заложившему основы самоорганизации в нашей стране, СРО отводится роль посредника между органами государственной власти, профессиональными участниками рынка и потребителями их услуг. С одной стороны, саморегулируемая организация – представитель интересов предпринимателей перед государством, с другой – квалифицированный агент государства (в качестве выразителя общих интересов в среде профессионалов). Такая позиция позволяет использовать СРО как инструмент согласования желаний и интересов всех субъектов рынка.

ФЗ № 148 – отраслевой закон, прописавший основные принципы перехода отечественного стройкомплекса на саморегулирование. В соответствии с документом до 1 января 2009 года все организации строительного рынка России, желающие получить допуск к работе, должны объединиться в саморегулируемые структуры и сформировать механизмы коллективной ответственности перед потребителями.

Как считает руководитель Управления саморегулирования ССОО Санкт-Петербурга и Ленинградской области Сергей Фролов, государство предоставило бизнесу уникальные возможности выработать собственные стандарты и написать правила работы. И профессиональному сообществу, по его словам, необходимо ими воспользоваться.

Назревшая необходимость

Работа над ФЗ № 148 началась еще в 2006 году, после того как Госдума приняла решение отказаться от лицензирования строительной деятельности. Разработка концепции законопроекта осуществлялась Комитетом по собственности Госдумы РФ совместно с Общественной палатой РФ, Ассоциацией строителей России (АСР), Российским Союзом строителей (РСС) и Союзом архитекторов России.

По мнению большинства отечественных специалистов, необходимость в отмене лицензирования назрела задолго до принятия самого документа. В качестве основной причины такого шага называлась неспособность данной формы госконтроля обеспечить хотя бы минимальную ответственность строительных компаний за многочисленные нарушения в их деятельности. После получения государственной лицензии строительная фирма «де-факто» ни перед кем не отвечала за возможные промахи в своей работе. Лицензию могла получить любая организация, а о реальном состоянии дел в компаниях государству, как правило, ничего не было известно. Отсутствие должного контроля над строительной отраслью привело к появлению в последние годы ряда строительных пирамид и сотен обманутых дольщиков.

Метод кнута и пряника

По словам генерального директора РСС Михаила Викторова, вновь разрабатываемая система ответственности в строительстве будет иметь несколько уровней. Во-первых, по своим обязательствам, за допущенные ошибки и брак должен отвечать непосредственный производитель работ, привлекая для этого собственные оборотные средства, активы и имущество. Поэтому при приеме в СРОС большое значение будет придаваться оценке материально-технического состояния компании.

Второй уровень – страхование профессиональной деятельности членов саморегулируемых организаций. В ФЗ № 148 заложен эффективный механизм стимулирования данного процесса, особенно для представителей малого и среднего бизнеса. Так, при вступлении в СРО компания, занимающаяся проектированием или изыскательскими работами, должна будет внести в компенсационный фонд взнос в размере 500 тыс. руб. Для строительных организаций он составит 1 млн руб. с каждого члена СРО. Но если фирма предварительно заключит договор добровольного страхования гражданской ответственности перед третьими лицами, размер взноса снизится до 150 тыс. – для проектно-изыскательных структур и до 300 тыс. – для строительных.

Большинство специалистов сейчас придерживаются мнения, что создание единых принципов и моделей страхования для всех типов саморегулируемых организаций – процесс очень сложный. Скорее всего, и формы, и тарифы для каждой компании будут существенно различаться.

«В перспективе, возможно, удастся разработать стандартные условия для специалистов, работающих на этом рынке. Но о каких-либо единых тарифах речь пока не идет. Каждый страховщик будет предлагать полисы на условиях, созданных в его компании», – считает директор Центра страхования технических рисков и ответственности СК «Русский мир» Татьяна Елистратова.

Последним гарантом качества станет упомянутый выше компенсационный фонд. Однако скромный размер «копилки» (100 млн руб. для организаций строительного блока и 50 млн – для проектировщиков и изыскателей) не позволяет рассматривать данный вариант в качестве серьезного метода «перестрахования». Однако, по мнению авторов законопроекта, компенсационный фонд необходим прежде всего для формирования механизма корпоративной ответственности и, как следствие, – для взаимоконтроля участников рынка.

Технические сложности

Отраслевое законодательство подразумевает три возможных типа СРОС: инженеров-изыскателей, архитекторов-проектировщиков и подрядных организаций. Для каждой из групп определено минимально необходимое количество участников. Так, для регистрации саморегулируемой организации подрядчиков в ее ряды должны вступить не менее 100 строительных компаний. У проектировщиков и изыскателей квота существенно ниже, ввиду малочисленности представителей данной профессии, – 50 организаций.

Решение о создании так называемых комплексных СРО, способных включать в себя компании всех трех типов, до сих пор не принято. Несмотря на это виднейшие профессиональные объединения – такие как РСС – продолжают активно продвигать идею включения данной поправки в отраслевое законодательство.

После признания за организацией права на саморегулирование в ее ведение передается целый ряд функций. В частности, в задачи СРО будет входить определение для компаний условий «вхождения на рынок» и разработка правил и стандартов их деятельности. Саморегулируемая организация также будет следить за соблюдением требований Градостроительного кодекса РФ, других законов и нормативных актов, представлять интересы своих членов перед органами госвласти, обеспечивать доступ к информации о своей деятельности и т. д.

«Отечественному бизнесу необходимо научится жить без государства, – уверен вице-президент Ассоциации строителей России Владимир Пономарев. – Мы (АСР – прим. ред.) сейчас стараемся выработать правила игры, общие для всех, и учесть при этом интересы как крупного, так и малого бизнеса. А это очень трудная задача».

Камни преткновения

На сегодняшний день процедура оформления СРО выглядит следующим образом: бизнесменам необходимо зарегистрировать некоммерческое партнерство (НП), обладающее всеми признаками саморегулируемой организации (определенное количество участников, компенсационный фонд, наличие устава и прочих нормативных документов и т. п.). Затем дождаться создания государственного реестра СРОС и подать туда заявление о регистрации. По закону в течение семи дней организация должна быть признана саморегулируемой или ей будет отказано в регистрации с объяснением причины.

Согласно официальным данным ведомство – держатель реестра саморегулируемых организаций строительного комплекса, как и министерство, надзирающее за деятельностью СРОС, должны быть определены Правительством РФ до конца года. По предварительным сведениям, соответствующими полномочиями будет наделено Минрегионразвития РФ. Хотя есть и еще один вероятный претендент – Ростехнадзор.

Помимо этого для нормального функционирования будущих СРОС необходимо наличие важнейшего отраслевого документа – «Перечня видов работ, влияющих на надежность и безопасность объектов капитального строительства». Именно по нему члены будущих саморегулируемых организаций будут получать допуски для выхода на рынок. Однако официально признанной версии документа до сих пор не существует. Согласно заявлению министра регионального развития Виктора Басаргина, сделанному в начале ноября на расширенном заседании РСС, «Перечень видов работ…» должен быть утвержден постановлением Правительства до 15 декабря текущего года. Ожидается, что точная дата будет оглашена на VI Съезде строителей.

Количество не в счет

Еще меньше определенности сегодня в вопросе, сколько СРО будет создано в строительной отрасли на региональном уровне. Ряд структур, в том числе петербургских, активно ратует за идею создания в каждом субъекте РФ единой саморегулируемой организации, выступающей в роли гаранта стабильности и предсказуемости инвестиционно-строительного комплекса. У данной идеи имеются как свои плюсы, так и минусы.

По словам генерального директора Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Санкт-Петербурга» Алексея Белоусова, наличие нескольких СРОС в Северной столице неминуемо приведет к определенной конкуренции и борьбе между ними за число входящих в объединение строительных компаний. Этот фактор может повлечь за собой понижение планки требований, предъявляемых саморегулируемой организацией к своим членам. Еще одним доводом в пользу образования единой СРОС является вероятность принятия в таком случае общих правил игры на строительном рынке. К негативным последствиям подобного шага можно отнести возникновение в отрасли угрозы монополизма и возможность осуществления негласного государственного контроля за участниками рынка (при помощи все той же единой СРОС).

Для петербургского строительного сообщества данный вопрос до сих пор остается одним из наиболее проблемных. Так, губернатор Валентина Матвиенко еще в июле высказалась за создание в городе на Неве в переходный период (до 2010 года) единой саморегулируемой организации на базе Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада». Однако далеко не все члены местного бизнес-сообщества сочли такую позицию властей оправданной. В частности, представители «СоюзПетроСтроя», также намеренные к 1 января зарегистрировать СРОС, неоднократно заявляли, что одной саморегулируемой организации Петербургу недостаточно.

Но в большинстве субъектов РФ единая СРО в строительном комплексе является не политическим вопросом, а реальной необходимостью. Для большего многообразия в регионах просто не наберется требуемого числа компаний. Только в крупных территориальных образованиях – таких как Москва, Петербург, Московская область – количество СРОС потенциально может быть выше, в пределах десяти.

Быть или не быть?

По мнению вице-президента «СоюзПетроСтроя» Льва Каплана, несмотря на активное образование некоммерческих партнерств, являющихся предтечей СРО (в Петербурге их уже 12, по стране – больше 40), из-за неготовности подзаконных актов реально запустить механизм реализации положений ФЗ № 148 в срок не удастся.

С представителем «СоюзПетроСтроя» согласен и депутат Законодательного Собрания Петербурга Алексей Костерев. В частности, он считает, что этот закон содержит ряд системных ошибок. К таковым народный избранник отнес высокий финансовый барьер для вхождения в состав саморегулируемых организаций (1 млн руб. для подрядных компаний, большинство которых – представители малого и среднего бизнеса), неустановленный порядок формирования и налогообложения средств компенсационного фонда и отсутствие пригодного механизма работы СРОС с аффилированными лицами.

Эксперты строительного рынка в основном сходятся во мнении, что процесс перехода от государственного регулирования к общественному в России идет невероятно сложно. Трудности связаны, прежде всего, со сменой образа мышления российских бизнесменов и чиновников. Тормозит внедрение новых форм работы и нежелание некоторых органов государственной власти выпускать рычаги управления строительным комплексом из своих рук.

«Я постоянно сталкиваюсь с тем, что профессиональное сообщество не понимает, что такое саморегулирование. Надо сказать, лицензионная система была удобна и строителям, и государству: власть ни за что не отвечала, а подрядчикам было достаточно купить бумажку, чтобы начать работать. При саморегулировании же создается совсем другая ситуация – здесь каждый участник СРОС своими деньгами обязан отвечать за качество работы», – уверен Владимир Пономарев.

В целом процесс формирования отраслевых саморегулируемых организаций должен завершиться в ближайший месяц. Однако ряд структур, в числе которых и Федеральный лицензионный центр, уже выступил с предложением о продлении лицензирования и создании некоего переходного этапа – на время, пока Госдума не примет все необходимые подзаконные акты и строительный комплекс страны не будет готов безболезненно перейти к новым формам работы. Узнать, чья точка зрения восторжествует, можно будет совсем скоро – после Нового года. А уже в следующем номере «БН» читайте отчет о ежегодном VI Съезде строителей, одной из главных тем которого станет переход к саморегулированию.

Текст: Ольга Мурашко