Павел Гончаров,
исполнительный директор Гильдии управляющих и девелоперов:

– Правительство Петербурга пересматривает сроки завершения инвестиционных проектов, находящихся на начальной стадии реализации, – «Надземного экспресса», «Орловского тоннеля», «Охта центра». Приостановлено начало работ по крупным транспортным объектам, которые планировалось построить по схеме государственно-частного партнерства.

Судя по всему, такие решения приняты из-за отказа инвесторов от участия в данных проектах. Другой причиной этих действий является прогнозируемое снижение поступлений в бюджет города в 2009 году.

На мой взгляд, в этой ситуации не стоит концентрироваться лишь на решении тактических задач, в частности – на предоставлении ликвидности строительным компаниям. Скорее всего, на фоне финансовых проблем данные преференции не будут использованы для решения первоочередных задач развития городской среды. Прежде всего я имею в виду работу по инженерной подготовке территорий. Такая ситуация может привести к дефициту земельных участков. И, как следствие, к снижению объемов ввода жилья в среднесрочной перспективе.

Алексей Лазутин,
директор по коммерческой недвижимости Becar Realty Group SPb:

– Предпринимаемые Смольным меры целесообразны и оправданы. Предложенные корректировки подразумевают сокращение по основным статьям расходов, направленных на улучшение условий жизнедеятельности горожан.

В частности, максимально снижены затраты на строительство инфраструктурных объектов. К минимуму сведены и расходы по ремонту инженерных сетей.

Администрация Петербурга сократила отчисления на бюджетное строительство, сохранив при этом прежние объемы финансирования программ улучшения жилищных условий. Такой шаг можно объяснить намерением Смольного приобрести недвижимость для очередников по себестоимости у застройщиков. В свете финансовых трудностей некоторые строительные компании будут согласны на такие предложения властей. В этой ситуации не исключена возможность участия администрации в завершении строительства некоторых объектов. О чем, кстати, неоднократно заявляли чиновники.

Вероятно, многие игроки рынка сочтут невыгодным сбыт квартир по предлагаемым властями ценам и предпочтут заморозить свои проекты до наступления «финансовой оттепели».

Так или иначе, администрация полностью не отказывается от возведения бюджетного жилья. Возможная нехватка приобретаемых у застройщиков квартир может быть восполнена объектами, создаваемыми за счет средств города.

В целом антикризисный пакет корректировок бюджета можно назвать стандартным и вполне адекватным.

Алексей Понкратьев,
управляющий петербургским филиалом НОМОС-БАНКа:

– В сложившейся ситуации на мировых финансовых рынках сокращение расходов городского бюджета является единственно возможным рациональным поступком. Администрации действительно необходимо корректировать объемы инвестиционных расходов, отложив работу по реализации крупных проектов на более благоприятное время.

Замечу, что при этом речь идет не о прямом сокращении финансирования, а лишь о снижении темпов роста отчислений на строительство тех или иных объектов. Ведь объемы расходов на мероприятия, предусмотренные Адресной инвестиционной программой-2009, выше аналогичных показателей текущего года.

Запланированное снижение объемов внешних заимствований, судя по всему, вызвано дороговизной последних. Однако ни один бюджет не сможет обойтись без долгосрочного финансирования. Думаю, что по мере нормализации ситуации город начнет получать кредиты как минимум в прежних объемах.

Андрей Уртьев,
заместитель директора Санкт-Петербургского Союза строительных компаний «Союзпетрострой»:

– Сокращение расходов на строительство объектов инженерной инфраструктуры в первую очередь ударит по среднему и малому строительному бизнесу. Такие компании не в состоянии выкупать большие территории под комплексное освоение и проводить их инженерную подготовку за свой счет, особенно в условиях отсутствия проектного финансирования.

А ведь сегодня при строительстве даже одного дома застройщики вынуждены разрабатывать проекты планировки и межевания целого квартала. Инженерная подготовка территорий – наиболее больная тема для строителей, так как от ее своевременного проведения зависят объемы ввода в эксплуатацию будущих проектов. В городе и так не хватает подготовленных территорий, из-за чего строители вынуждены были прибегать к уплотнительной застройке.

Таким образом, экономя сегодня на инженерной подготовке, мы урезаем объемы строительства в будущем.

Текст: Сергей Бардин