Депутаты Законодательного Собрания утвердили в целом Закон «О бюджете Санкт-Петербурга на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 года». На стадии второго чтения главный финансовый документ подвергся масштабной корректировке. Дабы не резать «социалку», сокращали инвестиционные вложения.
Поправка от губернатора
Первоначально на 2009 год доходы и расходы планировались на уровне 403 и 423 млрд руб. соответственно. При внесении проекта в городской парламент, Валентина Матвиенко заявила, что бюджет по-прежнему остается социально ориентированным. Финансирование по всем статьям «социалки» на будущий год увеличат на 30% – и доведут до 217 млрд.
Правда, сразу было обещано, что ко второму чтению документа будет подана губернаторская поправка, урезающая параметры казны в пределах 10%. «Мы должны быть реалистами, – заявила губернатор. – И быть готовыми к тому, что расходы и доходы казны могут измениться в условиях нестабильной финансово-экономической ситуации».
По словам вице-губернатора Михаила Осеевского, корректировка была основана на прогнозных потерях будущего года – бюджет может не досчитаться примерно 30,5 млрд руб. налоговых и неналоговых сборов. Частично это компенсируют внеплановые 4,7 млрд, которые федеральный Фонд содействия реформе ЖКХ перечислит Северной столице в 2009 году на расселение аварийного фонда.
По итогам второго чтения доходная и расходная части казны «похудели» в одинаковой мере. В 2009 году они составят 377 и 397,1 млрд руб. соответственно. Дефицит бюджета останется на прежнем уровне – чуть более 20 млрд руб. В последующие два года он сократится еще на 12 млрд.
От новых заимствований в следующем году Смольный благоразумно предпочел отказаться. Они будут уменьшены на 8 млрд руб. У Петербурга впервые не будет внешнего долга, следовательно, не нужно будет заниматься его погашением и обслуживанием (пять лет назад внешние заимствования достигали 17% доходов).
Поменяли на стадион
Одна из главных интриг корректировки связана с башней Газпрома и стадионом на Крестовском острове. Губернатор обещала, что город не откажется от строительства новой арены для петербуржцев и любимого клуба. И что у Смольного уже есть понимание, где добыть деньги на стратегическую стройку. То, что одним из источников станет «Охта центр», стало полной для всех неожиданностью, включая самих депутатов. Глава Бюджетно-финансового комитета Законодательного Собрания Владимир Барканов до момента внесения губернаторской поправки отрицал уже муссировавшиеся всеми СМИ слухи о выходе города из скандального проекта.
В итоге Северная столица ежегодно сэкономит по 2,94 млрд руб., запланированных бюджетом на трехлетку. Вопрос о дальнейшем участии Петербурга в проекте либо о продаже доли в уставном капитале ОАО «Общественно-деловой центр «Охта» остается открытым. По словам Михаила Осеевского, на ближайшее заседание правительства будет вынесен законопроект о корректировке целевой программы. Тогда же будут озвучены итоги всех последних переговоров Смольного с ООО «Газпром нефть». Скорее всего, речь на них шла о процедуре «развода».
Большинство парламентариев к бюджетной экономии за счет «Охта центра» отнеслись положительно. Оправданной ее считает и депутат Госдумы РФ, член думского Комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. Правда, интересуется, куда делись уже потраченные в 2006–2008 годах почти 5 млрд руб. «Данный вопрос должен стать предметом отдельного депутатского рассмотрения», – считает она.
Правда, вырученных средств для сооружения стадиона, который по ходу стройки подорожал с 7 до 23,7 млрд руб., недостаточно. Только на будущий год на проект выделяется почти 7 млрд. Поэтому «антикризисный» секвестр прошел по многим бюджетным статьям, прежде всего скорректировав объемы инвестиционных вложений.
Строительный секвестр
В большей степени урезание коснулось объектов городской адресной инвестиционной программы (АИП) – с нее сняли почти 11 млрд руб. Соответственно, сильнее всего «обеднели» главные распорядители средств программы – Комитет по строительству (минус 2,7 млрд), Комитет по энергетике и инженерному обеспечению (2,5 млрд), Комитет по благоустройству и дорожному хозяйствую (2,9 млрд), Комитет по транспорту (2,2 млрд).
Впрочем, эти цифры не в полной мере отражают масштабы и ход секвестирования. Например, у Комитета по строительству снято 1,4 млрд руб. капиталовложений по отрасли «транспорт», 2,55 млрд – по «жилищному строительству», 1,7 млрд – по отрасли «культура», 1,4 млрд – «здравоохранение» и т. д. Финансирование объектов нового строительства «порезали» на общую сумму около 9,7 млрд руб. При этом 5,4 млрд добавлено – по строчке «физическая культура и спорт», в которой легко угадывается стадион. Также приплюсовали 1,5 млрд на расселение аварийного жилья и 546 млн – на строительство домов престарелых. Поэтому в балансе и вышла столь скромная сумма сокращений в 2,7 млрд.
В уменьшении лимитов на бюджетные жилищные стройки в Комитете по строительству ничего плохого не видят. «Это не скажется на темпах решении стоящих пред нами задач. Сейчас, когда дешевеет инвестиционное жилье, у города появилась возможность купить квартиры у застройщиков по сниженным ценам. И передать их городским очередникам уже сегодня», – объясняет глава Комитета по строительству Роман Филимонов.
Дорогие дороги
Из крупных проектов АИП, по которым прошел секвестр, можно выделить несколько. В частности, почти на 900 млн руб. уменьшены расходы на проектирование и реконструкцию взлетно-посадочной полосы Пулково. Сам объект общей стоимостью 3,5 млрд должен быть готов к эксплуатации летом 2009 года. Судя по всему, сроки завершения работ теперь могут быть скорректированы. На 1 млрд уменьшатся расходы на строительство объектов метрополитена. Из них 900 млн не выделят в прокладку ветки Фрунзенского радиуса – от «Садовой» до станции «Улица Белы Куна». На 400 млн руб. уменьшены лимиты на приобретение автобусов и трамваев для городского автопарка. На сумм около 2 млрд «слетели» с проекта продолжения Софийской ул.
В рейтинге сокращений уверенно лидирует КБДХ – у дорожников поправка Смольного урезала финансирование на 4,7 млрд руб., а затем депутаты «отняли» еще 2,4 млрд. Экономить дорожники будут на текущем ремонте дорог (минус 845 млн руб.), субсидиях на возмещение затрат юрлицам на содержание дорог (593 млн) и объектов зеленых насаждений (224 млн). Еще больше сэкономили на отдельных объектах – с различных адресов сняли по несколько сотен миллионов. В числе этих проектов – реконструкция Большого Петровского моста, транспортного узла на правобережном съезде с Литейного моста со строительством нового тоннеля, реконструкция Приморского проспекта, набережных Обводного канала и другие адреса.
Чиновники говорят, что сокращения в основном коснулись проектов АИП, находящихся в начальной стадии реализации, и тех, для которых перенос сроков на год-два некритичен. Некоторым объектам в качестве компенсации увеличили лимиты финансирования на этот год.
Стратегические сокращения
После «Охта центра» некоторые опасения вызывает и судьба других стратегических начинаний. Хотя вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский твердо обещает, что кризис ни одного из них не отменит. Но возможны корректировки в сроках их реализации и объемах финансирования.
Первым на «запасной путь» грозит встать проект Надземного экспресса. В Бюджете-2009 убрана строчка расходов на выполнение мероприятий по подготовке территорий для I и II очереди строительства в объеме 432,3 млн руб. Причем господин Осеевский не исключил, что работы могут быть возложены на победителя конкурса, которого планируют определить в феврале следующего года. Срок приема заявок продлен, чтобы участники могли взвесить все возможные риски в условиях кризиса. Глава Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максим Соколов убежден, что все потенциальные инвесторы несмотря ни на что примут участие в конкурсе.
До конца текущего года должно быть подписано соглашение с концессионером по ЗСД. Правда, планы по объемам бюджетного финансирования проекта спутал глава Правительства РФ Владимир Путин. Этой осенью он дал поручение Минтрансу пересчитать стоимость проекта (на сегодня она составляет 212 млрд руб.). По мнению премьера, в связи со снижением цен на стройматериалы трасса может обойтись гораздо дешевле.
Сокращения по разнарядке
Затянуть пояса пришлось практически всем ведомствам – всем распорядителям бюджета предложили сократить расходы примерно на 10%. Каждый экономил на чем мог. Например, КГИОП – на реставрации объектов культурного наследия – 656 млн руб.(при общем бюджете комитета 3,8 млрд). Комитет по культуре – на капремонте подведомственных объектов на сумму в 300 млн руб. Жилищный комитет – «по мелочам»: на расходах на паспортизацию жилищного фонда, на переводе общежитий в разряд жилых домов, на установке узлов учета потребления тепловой энергии, на замене газовых плит и пр.
Соответствующую установку урезать свои бюджеты получили и главы районных администраций. Больше всех «ужались» Калининский ( 664,3 млн), Выборгский (556,1 млн), Красногвардейский (520, 2 млн), Невский (650, 6 млн), Приморский (662, 6 млн) районы. А самыми популярными статьями экономии стали расходы на капитальный ремонт жилищного фонда и учреждений образования и на комплексное благоустройство дворов. В Пушкинском районе на 264 млн руб. решили сократить расходы на подготовку к празднованию 300-летия Царского Села.
Депутаты поставят счетчики
Губернаторская поправка была принята практически без обсуждений. Затем парламентарии попытались и сами поучаствовать в деле перекройки бюджетного пирога. Но из многочисленных предложений фракций и отдельных депутатов прошли немногие. Согласно поправке Бюджетно-финансового комитета ЗС, парламентарии сократили на 101 млн руб. расходы на свое содержание, сэкономили 280 млн на информатизацию и связь. Но выделили 916 млн на установку в жилых домах приборов учета тепловой энергии, 370 млн – на социальные выплаты и т. д. Правда, в ходе финансовых перераспределений под раздачу вновь попал КБДХ, у которого урезали еще 2,4 млрд руб.
Все остальные предложения, не согласованные со Смольным, отклика у депутатского большинства не нашли. Например, глава фракции «Справедливой России» Олег Нилов хотел увеличить расходы на компенсации владельцам гаражей, подлежащих сносу, а также расходы на создание городского питомника зеленых насаждений. А глава Комитета ЗС по законодательству Виктор Евтухов пытался урезать на 200 млн расходы на эвакуацию транспорта и пустить эти средства на ремонт школ.
Критика оппонентов
На прошлой неделе проект бюджета был принят в третьем чтении большинством голосов. Против выступила лишь фракция КПРФ. По словам ее представителя, главы Комиссии ЗС по промышленности, экономике и собственности Александра Ольховского, власти уменьшили расходы на промышленность, сняли 192 млн руб. с технопарков, 81 млн – с поддержки малого предпринимательства и т. д. «Принятый бюджет не содержит реальных мер противодействия кризису и поэтому нежизнеспособен», – заявил депутат. По его словам, к серьезной корректировке документа придется вернуться уже в феврале-марте будущего года.
Депутат Госдумы РФ, член думского Комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева приветствует проведение секвестирования в условиях неопределенности финансовой ситуации. Хотя в самой корректировке ей не все понравилось. «Нецелесообразно было пускать столько средств на амбициозный проект по строительству стадиона на Крестовском при одновременном урезании расходов на возведение районных физкультурно-оздоровительных комплексов и других спортивных объектов. Лучше было эти средства направить на капитальный ремонт объектов образования и жилищного фонда», – считает депутат. По ее мнению, Смольному также следовало отказаться от взносов в уставные капиталы акционерных обществ, сократить расходы Комитета по инвестициям, Комитета по информатизации и других ведомств.
Перспективы – по сценарию
Петербургу пришлось отказаться от целого ряда инфраструктурных вложений. Но при всей точечной (и часто небесспорной) урезке, на фоне общих бюджетных параметров она выглядит косметической. Например, Комитет по строительству «похудел» на 2,7 млрд при общем портфеле в 63,2 млрд руб. А КБДХ, которого секвестр коснулся особо серьезно, потерял порядка 7 из 43,1 млрд. Председатель БФК Владимир Барканов говорит, что несмотря на сокращение расходов по адресной инвестиционной программе ее объемы все равно будут выше, чем в 2008 году. До внесения губернаторской поправки она составляла 132,1млрд руб.
«Жизнь-то не всегда сладкая – она бывает и кислая. Конечно, непросто отказываться от всех программ и идей. Но наша главная задача – обеспечить стабильность городских финансов, поэтому при корректировке бюджета мы исходили из консервативной модели», – говорит Михаил Осеевский. По его словам, у Смольного уже есть программа действий на тот случай, если финансово-экономическая ситуация пойдет по неблагоприятному сценарию. Пока запас прочности у городского бюджета весьма значителен.
С мнениями участников рынка недвижимости Вы можете ознакомится здесь.
Корректировка проекта расхода Бюджета Санкт-Петербурга на 2009 год (губернаторская поправка ко второму чтению)
Наименование главного распорядителя бюджетных средств |
Наименование целевой статьи |
Корректировка, руб. |
Параметры в первом чтении, руб |
Комитет по здравоохранению |
|
–1,014млрд |
40,3 млрд |
Жилищный комитет |
|
–871 млн |
42,56 млрд |
|
Расходы на капитальные вложения по отрасли «Жилищное строительство» в соответствии с АИП |
–500 млн |
1,27 млрд |
КГИОП |
|
–656 млн |
3,818 млрд |
|
Расходы на мероприятия по государственной охране объектов культурного наследия, реставрацию, консервацию и ремонт объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) |
–656 млн |
3,656 млрд |
КИСП |
|
–749,9 млн |
1,855 млрд |
|
Расходы на выполнение мероприятий по подготовке территорий 1-я и 2-я очереди строительства Надземного экспресса |
–432,3 млн |
532,7 млн |
КБДХ |
|
–4,74 млрд |
43,06 млрд |
|
Расходы на капитальные вложения по отрасли «дорожное хозяйство» в соответствии с АИП |
–2,583 млрд |
19,1 млрд |
|
Расходы на текущий ремонт дорог |
–845 млн |
4,84 млрд |
Комитет по культуре |
|
–522,1 млн |
8,374 млрд |
|
Расходы на капремонт учреждений культуры и кинематографии |
–300, 48 |
907,49 |
Комитет по строительству |
|
–2,768 млрд |
63,264 млрд |
|
Расходы на капитальные вложения по отрасли «коммунальное строительство» в соответствии с АИП |
–833,4 млн |
3,362 млрд |
|
Расходы на капитальные вложения по отрасли «транспорт» в соответствии с АИП |
–1,014 млрд |
1,712 млрд |
|
Расходы на капитальные вложения по отрасли «дорожное хозяйство» в соответствии с АИП |
–532,6 млн |
2,033 млрд |
|
Расходы на капитальные вложения по отрасли «жилищное строительство» в соответствии с АИП |
– 2,55 млрд |
24,378 млрд |
|
Расходы на капитальные вложения по отрасли «другие общегосударственные вложения» в соответствии с АИП |
–753,8 млн |
2,07 млрд |
|
Расходы на капитальные вложения по отрасли ««дошкольное образование»» в соответствии с АИП |
+206,77 млн |
1,959 |
|
Расходы на капитальные вложения по отрасли «общее образование» в соответствии с АИП |
–700,95 млн |
6,44 млрд |
|
Расходы на целевую программу «создание специальных жилых домов для одиноких граждан пожилого возраста» |
+546,3 млн |
- |
|
Расходы на капвложения по отрасли «спорт и физическая культура» в соответствии с АИП |
+5,410 млрд |
5,536 млрд |
|
Расходы на обеспечение мероприятий по переселение граждан из аварийного жилищного фонда |
+1,55 млрд |
- |
Комитет по транспорту |
|
–3,204 млрд |
22,9 млрд |
|
Расходы на капитальные вложения по отрасли «транспорт» в соответствии с АИП |
–2,213 млрд |
13,46 млрд |
КУГИ |
|
–1,91 млрд |
4,88 млрд |
|
Расходы на реализацию Закона Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Строительство административного делового центра в Санкт-Петербурге» |
–2,94 млрд |
2,94 млрд |
|
Расходы на обеспечение жильем в соотвествии с ФЗ «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в РФ» за счет средств бюджета СПб |
+1 млрд |
- |
Комитет по энергетике и инженерному обеспечению |
|
–2,465 млрд |
37,88 млрд |
|
Расходы на капитальные вложения по отрасли «коммунальное строительство» в соответствии с АИП |
–2,578 млрд |
29,127 млрд |