Здание Главного штаба всегда было закрыто для посторонних. После реконструкции его левое крыло станет Музеем искусств XIX-XX, который сможет посетить любой желающий.
Долго и осторожно
Архитектор Росси со товарищи построил Главный штаб на месте зданий работы коллеги Фельтена, которые не очень нравились императору Александру I. Тогда, в начале XIX века, император даже создал специальный комитет «По устроению против Зимнего дворца правильной площади». Карл Иванович само здание возводил три года, работы над аркой и ее украшениями завершились на несколько лет позже.
В здании, помимо собственно Главного штаба, располагались министерства финансов и иностранных дел. После революции какое-то время в штабе квартировало отделение милиции.
Пятнадцать лет назад восточное крыло Главного штаба было передано Эрмитажу, который использовал только часть площадей и только под временные экспозиции. Ко всему крылу – совокупности дворов и построек – подступались долго и осторожно: слишком масштабен штаб, велика ответственность.
«Уже обсуждения самого проекта стали событием», - говорит директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. И неудивительно, ведь обсуждали в качестве архитектора Рема Колхаса, лауреата Притцкеровской премии (архитектурный аналог Нобелевской), а остановились на братьях Явейнах, один из которых – Никита Игоревич – заслуженный архитектор РФ. Рем Колхас – автор музея Эрмитаж-Гуггенхайм в Лас-Вегасе, зато в числе наиболее знаковых построек «Студии 44» Никиты Явейна числится Ладожский вокзал в Петербурге.
Итак, тендер выигран «Студией 44», но и господина Колхаса приберегли на всякий случай – в качестве консультанта. Выставку, посвященную проекту реконструкции и реставрации восточного крыла Главного штаба под названием «Новая большая анфилада» можно посмотреть уже сейчас в залах второго этажа здания.
Новая и большая
Дабы предупредить активные действия защитников исторического наследия, архитекторы сразу заявили о том, что новая анфилада будет не такая уж и новая. Во всяком случае, снаружи. «Не будет никаких пристроек, ничего современного, контрастирующего со старым», - убеждает научный руководитель «Студии 44» Олег Явейн.
Внутри же действительно многое изменится: будут задействованы в проект старые хозяйственные постройки, заменена вся инженерия и т.д. - предстоит министерское здание (по сути офисно-жилое) переделать под музей. Анфилада будет состоять из пяти дворов, объединенных стеклянными кровлями. Экспозиции разместятся в чередующихся выставочных залах и висячих садах на платформах. Висячие сады, по задумке проектировщиков, станут местом релаксации в окружении искусства и флоры. Залы появятся как обычные музейные, так и необычные «легко трансформирующиеся». Последние нужны, чтобы удобней было представлять объекты искусства. В том числе шедевры XXI века, которые требуют особого технического оснащения. Перформансам и инсталляциям тесно и неуютно в обычных музейных залах. Искусство XXI века, кстати, займет всего 600-800 квадратных метров из 64 тысяч. В начале текущего года Михаил Пиотровский говорил о том, что новое искусство Эрмитаж сейчас покупать не очень хочет, потому что, «скромно говоря, не совсем разбирается, что из XXI века нужно иметь».
Теперь о размере. Анфилада будет четырехэтажной. Первый этаж, по замыслу авторов, станет своеобразным продолжением площади (но не для роллеров и велосипедистов): с коммерческими точками, информационным центром и кассами. На втором этаже планируется выставлять шедевры декоративно-прикладного искусства из фарфора, серебра и прочих материалов. На третьем расставят скульптуры и развесят полотна живописцев от неоклассики до романтизма. Туда же въедут произведения Фаберже. Посетитель, добравшийся до последнего этажа, сможет посмотреть картины и скульптуры исторических периодов до конца XX века. Чердаки Главного штаба также будут музеефицированы и станут частью общей экспозиции.
Легко и приятно
Бюджет первой очереди проекта (до начала 2010 года) составляет 4,5 млрд. рублей. Финансируют реконструкцию Всемирный банк и Правительство РФ (по линии Минкульта) в соотношении 49% к 51%. Заместитель генерального директора Фонда инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга (Всемирный банк) Вернер Панов заявил:. «Мне легко и приятно сообщить о том, что финансирование проекта в рамках займа нашего банка на этот год обеспечено. Лимиты следующего года также будут содержать необходимое финансирование». Сроки действия кредита истекают в августе следующего года. «Но мы понимаем, что такой гигантский проект не может быть реализован в сжатые сроки, - уточнил господин Панов, - и Правительство РФ одобрило продление срока действия займа до 2012 года. Насколько мне известно, руководство Всемирного банка в настоящий момент также готовит поправки к договору».
Генеральным подрядчиком стала компания «Интарсия». Площадь реконструкции в составе первой очереди – 30 тыс. кв. м, срок выполнения работ – два года. Генеральный директор «Интарсии» подчеркнул: «Трудность, с которой нам предстоит столкнуться – это создание соответствующей Эрмитажу климатики. Кроме того, здесь сложные железобетонные конструкции и внутренние перекрытия». По его словам, все проблемы детально прорабатываются, и непременно будут преодолены. Часть контрактов с субподрядчиками уже заключена.
«В данный момент мы организуем строительную площадку внутри дворов, и расчищаем конструкции для последующей разборки: внутренние перегородки и один флигель, - рассказывает специалист, - уже готовимся к работам по усилению фундамента». Михаил Пиотровский пообещал раз в месяц информировать горожан о том, что сделано.
Главный архитектор города Александр Викторов не скрывает своего удовлетворения проектом: «Главное, что мы открываем для города территорию, которая была прежде закрыта. Лично для меня он связан с такими же ожиданиями, как окончание работ по Спасу-на-Крови или Новой Голландии». По его мнению, реконструкция восточного крыла Главного штаба станет одним из ярчайших событий в истории города.
Пока Михаил Пиотровский определяется, что нужно Эрмитажу из искусства XXI века, в компании «Главстрой-СПб» уже поняли, что оно необходимо городу как таковое. В итоге мы получим целых два новых крупных культурных пространства в центре города: Музей искусств XIX-XX веков и современный арт-центр. По-видимому, одним из трендов Петербурга становится сегодня пристальное внимание к искусству вообще. Что не может не радовать.