Результаты расселения аварийного жилья и капремонтов многоквартирных домов в Ленинградской области окажутся более заметными, чем в Петербурге. Город и ранее занимался решением этих вопросов, тогда как для небольших муниципалитетов сотрудничество с Фондом означает многократное увеличение средств на решение самых острых коммунальных проблем.
Низкий старт – высокий рост
Почти в пять с половиной раз различается объем средств, которые Фонд содействия реформированию ЖКХ выделил в 2008 году Петербургу и Ленобласти: 100 млн и 539 млн руб., и различие это – в пользу области. Воспользуются полученными деньгами два региона неодинаково. Область делит их и на капремонт многоквартирных домов и на расселение аварийного жилья. Город в 2008 году только расселит обитателей нескольких аварийных зданий. Эффект, ожидаемый от выполнения программ в двух соседних субъектах, тоже будет существенно отличаться.
Руководитель управления по работе с собственниками жилья и управляющими компаниями Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга Денис Шабуров признает: по линии Фонда город в 2008–2011 годах потратит на капремонт жилищного фонда и расселение 8 млрд руб., то есть в среднем – по 2 млрд руб. в год. Половину суммы он должен выделить из своей казны – этого требуют условия софинансирования. Но бюджетные ассигнования самого города на капремонт росли с 2004 года, когда их объем составлял 2 млрд руб., и достигли в 2008 году 16 млрд руб. Это в разы больше, чем может на год предоставить Фонд. Заметные суммы тратятся и на расселение аварийных домов. Таким образом, деньги Фонда содействия реформированию ЖКХ означают для Северной столицы скромную прибавку, но отнюдь не революционный сдвиг.
В области все иначе. Она за эти годы освоит 7 млрд руб. Но в пересчете на число жителей сумма получается куда более заметной. Так, Кировск с годовым бюджетом 90 млн руб., который прежде мог тратить на ремонты сущие крохи, в нынешнем году вложил в ремонтные работы 10,8 млн руб. а от Фонда и области получил 27 млн руб. Вторая заявка нынешнего года сформирована уже на 45 млн руб. (с учетом софинансирования). Из 180 многоквартирных домов здесь уже в этом году будет отремонтировано 33.
В предыдущие годы область не имела возможности заниматься расселением аварийных домов, только участие Фонда сдвинуло дело с мертвой точки. В нынешнем году новое жилье будет предоставлено 370 семьям.
А Петербург, бюджет которого несравнимо больше, все последние годы расселял такие здания за городской счет. В результате на сегодняшний день осталось лишь 27 аварийных домов, признанных таковыми к январю 2007 года – именно эта дата обозначена в законе о Фонде содействия реформированию ЖКХ как предельная.
Такое положение дел позволило губернатору города Валентине Матвиенко обратиться к руководству Фонда с предложением включить в программу расселения и дома, получившие статус аварийных к 2008 году. Министр регионального развития Дмитрий Козак, по словам Дениса Шабурова, согласился с этой инициативой. Теперь в закон о Фонде будут внесены изменения: либо дату сдвинут на год вперед, либо вообще отменят крайний срок признания зданий аварийными. Ранее с аналогичными предложениями выступали власти Ленобласти – но не были услышаны.
Петербургу удалось убедить Минрегионразвития и в том, что кадастровой съемкой к моменту подачи очередной заявки должны быть охвачены не все дома муниципального образования, а лишь включенные в программы капремонта и расселения. В июле в соответствующую статью закона были внесены необходимые изменения.
Капремонт авансом
Если в городе на Неве решения принимаются централизованно, то в области средства Фонда уже разошлись по 29 муниципалитетам. Многие из них не проявили никакой активности, хотя областное правительство несколько месяцев подталкивало их к действию. Результат: почти половина средств получена городским поселением Коммунар Гатчинского района. Выступая на недавнем заседании Законодательного Собрания области, один из депутатов утверждал даже, будто глава коммунаровской администрации на неделю заперла сотрудников в здании – именно за это время был подготовлен пакет необходимых документов. В Кировске бумаги готовились спокойнее – процесс, начавшийся еще в сентябре 2007 года, занял несколько месяцев. Но результаты бумажной работы горожане уже чувствуют – потому что ее сменила работа управляющих компаний, приступивших к выполнению капитальных ремонтов. Одна из компаний, ОАО «Сити-Сервис», начала капремонты домов райцентра еще до получения денег, располагая лишь гарантиями их поступления. И к октябрю выполнила половину намеченного. Это было сделано для того, чтобы завершить работы до Нового года, как того требует Фонд. Любопытно, что Жилищный комитет петербургского правительства не решился включать в заявку 2008 года средства на капремонты, опасаясь, что деньги за оставшиеся месяцы освоить не удастся.
Председатель совета директоров «Сити-сервис» Олег Вихтюк считает, что его компании, обслуживающей сотни домов в Петербурге, Всеволожском, Ломоносовском и Кировском районах Ленобласти, проще иметь дело именно с областными структурами. Сроки принятия решений там заметно короче, поскольку управленческий механизм проще. А результаты работы по программам Фонда содействия реформированию ЖКХ бывают настолько очевидными, что администрации готовы оказывать коммунальщикам всяческое содействие. В Северной столице, где жилфонд гораздо больше, а денег на ремонты в последние годы выделяется столько, сколько области и не снилось, эффект не обязательно бросается в глаза.
Нет ремонта без собрания
При подготовке заявок в Фонд одним из самых сложных обстоятельств оказывается необходимость убеждать людей. Ведь именно собственники квартир на общих собраниях должны принять решение о включении их дома в программу капитального ремонта. Но соглашаются не всегда, потому что хозяевам жилья приходится оплачивать 5% стоимости работ. Какова эта сумма в абсолютном исчислении, заранее неизвестно; в разных зданиях, в зависимости от их состояния и вида ремонта, она может различаться в десятки раз. Впрочем, сложностей хватает и без этого. К примеру, обойти и собрать две трети хозяев квартир на собрания так сложно, что в Петербурге рекомендуют ограничиться заочным голосованием.
Но люди и без капремонтов привыкают за все платить из своего кошелька. Председатель правления Ассоциации ЖСК и ТСЖ Санкт-Петербурга Марина Акимова признает: жильцам приходится регулярно собирать деньги на потекшие трубы или остановившиеся лифты, хотя некоторые горожане по-прежнему полагают, что оплату работ должен взять на себя исключительно бюджет.
Хуже, что правления ТСЖ не имеют возможности контролировать расходование средств, выделяемых на капремонт городом и Фондом содействия реформированию ЖКХ. Фирмы же, обслуживающие заказы, заинтересованы в выполнении самых дорогих работ. «Представьте себе, что в доме стоял узел учета, проект его был оплачен жителями, необходим был только регулятор температуры, – объясняет Марина Акимова. – А нам говорят, что все будет снесено: и новые трубы, и узел учета – и поставлены новые». Председатель возражает, требует поставить только регулятор и получает ответ: «нам это неинтересно, мы сделаем так».
Заодно жителям предлагают доплатить за то, чтобы вместо самого дешевого оборудования, например, вентилей, поставить более качественные. Но иногда, по словам председателя правления ассоциации, активистам удается все-таки получить смету в свои руки. И они убеждаются: проектом были предусмотрены те самые устройства, за которые предлагала доплатить фирма, попытавшаяся получить максимум возможных доходов.
Объем заявки будущего года в городе на Неве еще не определен. Денис Шабуров объясняет это тем, что собрания еще не проведены, а потому сегодня рано говорить о числе домов, включенных в программу капремонта по линии Фонда.
Между тем, скажем, в Кировске уже фактически сформирована заявка на 2009 год, а администрация ищет возможности увеличить финансирование. Перевыборные собрания в кировских ТСЖ проходят не в декабре-январе, как бывает обычно, а уже сейчас, чтобы заодно сверстать и утвердить планы на год и выбрать те виды работ, которые жители сочтут самыми необходимыми.
Разумеется, на все жилье денег Фонда и регионов не хватит, это – стартовый капитал, который позволит в более благоприятных условиях войти в новую систему управления жилищно-коммунальным хозяйством. Едва ли всем сразу будут довольны и все жители домов, охваченных программами, – привести жилищный фонд в порядок за год невозможно. Тем более что ни в одном регионе сегодня нет достаточного количества специалистов по капитальному ремонту.
Но жителям предстоит опробовать на практике свои возможности управления домами в качестве собственников. Те здания, которые окажутся первыми в очереди, проведут ремонты за меньшую сумму и получат максимальный объем финансирования.