– Екатерина Владимировна, последние два года вы являетесь президентом-электом Ассоциации риэлторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Эта должность существует с 2003 года. Оправдало ли себя ее введение?
– Думаю, вполне оправдало. В Петербурге пошли по пути Российской Гильдии риэлторов. Там параллельно с президентом выдвигается человек, который постепенно входит во все тонкости деятельности организации и становится потенциальным преемником действующего главы бизнес-сообщества. Я очень рада тому обстоятельству, что два года назад приняла решение баллотироваться именно в президенты-электы, хотя, не скрою, мне поступали предложения перешагнуть эту ступень и выдвинуть свою кандидатуру сразу в президенты Ассоциации. Благодаря приобретенному опыту я теперь знаю изнутри, как работает организация, понимаю те проблемы, которые перед ней стоят и которые зачастую не видны рядовым членам Ассоциации (а такое возможно даже и в том случае, если фирмы входят в Совет Ассоциации). Как зарабатываются и расходуются средства, на которые существует АРСП, как осуществляются проекты, в чем состоят функции президента и исполнительного директора – эти и многие другие нюансы я усвоила только через несколько месяцев после вступления в должность. Раньше казалось, что все это идет само собой…
Нужно учесть еще и такой момент: приняв на себя какую-либо общественную должность, ты ведь не бросаешь свой основной бизнес. Сейчас, в период кризиса, это станет еще более важным моментом: все мобилизовались, но какой бы налаженной структура ни была, она требует определенного внимания.
– Довольно распространенным в критике демократии является такой тезис: у вновь избранного первого лица значительная часть времени в начале срока его полномочий уходит на то, чтобы войти в курс дела, а на исходе этого периода – на подготовку к новым выборам. Получается, что система с президентом-электом сочетает в себе выборное начало с традицией преемственности власти?
– Согласна. Другими словами: президент-элект – это элемент эволюции, а альтернативные выборы – дань демократии. И коренное отличие президента-электа от вице-президента, например, заключено в том, что степень ответственности последнего ничем не регламентируется, на практике его функции могут быть идентичны функциям советника. А президент-элект сразу берет на себя определенную часть работы.
У нас с Вячеславом Семененко изначально сложилось принципиальное разделение труда. Он как человек, который много общается с властями, взял большинство этих контактов на себя. Но это не значит, что я не выполняла представительских функций.
– Что привнесли лично вы от себя в предвыборную программу Вячеслава Семененко два года назад?
– Практически все, что касалось повышения статуса профессии риэлтора в обществе. Нашим первым стремлением было уйти от популистских деклараций и повернуться лицом к риэлторам. Продвижение бренда Ассоциации, повышение доверия к профессии – такие задачи никогда не могут быть решены окончательно, но сделано было в данном направлении очень многое.
– Что вы сами особенно выделите из сделанного за эти два года?
– В программе был, например, такой пункт: повышение статуса сертификации. Давно уже существует решение Ассоциации, установившее, что все действительные члены сообщества должны пройти сертификацию в обязательном порядке. Многие участники рынка имели свои веские причины этот процесс игнорировать. В частности, раздавались упреки по поводу того, что процедура излишне формализована и оторвана от действительности. Мы создали Аттестационную комиссию, которая откорректировала учебные программы, договорилась с Институтом недвижимости о значительных скидках (почти на целый год), кроме этого для опытных агентов был введен сокращенный курс и даже возможность сдачи экзаменов экстерном. Все эти меры привели к тому, что у нас значительно выросло число риэлторов, прошедших аттестацию и получивших сертификаты.
С 2007 года мы учредили, пока только в Петербурге, профессиональный праздник – День риэлтора. Впервые люди нашей профессии удостоились почетных грамот губернатора Валентины Матвиенко и вице-губернатора Александра Вахмистрова. И, честно говоря, мне было очень приятно, когда знакомые поздравляли меня с этим праздником. Появилось и еще одно мероприятие – в отличие от первого, наоборот, абсолютно неформальное – Клуб веселых агентов недвижимости, КВАН.
– В том же 2007 году члены АРСП были застрахованы компанией «Спасские ворота». Для чего это было нужно?
– Много говорилось о безопасности бизнеса. Прежде всего, конечно, речь шла о защите наших клиентов. В итоге была создана система коллективного страхования гражданско-правовой ответственности риэлторских компаний при осуществлении профессиональной деятельности. Члены Ассоциации застраховались на общую сумму 260 млн руб.
Отмечу также, что были запущены три проекта, которые позволят в будущем укрепить финансовое положение нашего сообщества. Во-первых, учреждено и зарегистрировано собственное издание Ассоциации – газета «Новости недвижимости», сейчас она выходит тиражом десять тысяч экземпляров. Во-вторых, мы организовали ежегодный конкурс интернет-сайтов в сфере недвижимости WebRealtor. И в-третьих, запущена новая модернизированная версия интернет-портала АРСП – www.arspb.ru. Данный продукт был заказан внешнему разработчику, и сейчас он функционирует в полном объеме. Эти проекты пока не стали дополнительными источниками финансирования для Ассоциации, но в недалекой перспективе они таковыми станут. Это – некий задел на будущее.
– Все, что вы перечислили, – это, так сказать, внутренние, локальные успехи. Деятельность Ассоциации, естественно, направлена и вовне. Какие же победы уже одержаны на «внешнем фронте»?
– В декабре 2007 года подписано соглашение с Жилищным комитетом Правительства Санкт-Петербурга об участии риэлторов в реализации городской целевой программы расселения коммунальных квартир. В начале 2008-го в рамках Ассоциации создан Комитет по работе с городскими жилищными программами.
Укрепляются позиции петербургских профессионалов от недвижимости и на общероссийском уровне, многие наши представители возглавляют комитеты Российской Гильдии риэлторов. В Северной столице в 2007 году прошел X Национальный конгресс по недвижимости, собравший рекордное число участников.
Возвращаясь к внутренним проблемам, отмечу, что риэлторские компании в Петербурге активно занялись установлением грамотных профессиональных отношений со своими сотрудниками и борются за уплату агентами налогов. Ассоциация заняла инициативную позицию в этом вопросе, проводилась масса круглых столов, встреч, семинаров. Наиболее «продвинутые» фирмы предлагали свои схемы решения этой задачи. Мы никогда раньше на эти темы так откровенно не говорили, и результат такого по-настоящему открытого общения не замедлил сказаться.
– Сформулируйте, пожалуйста, в нескольких фразах основные положения вашей программы кандидата в президенты Ассоциации.
– Глобальная цель у нас остается прежней: членство в Ассоциации должно обеспечивать прибыльность риэлторской деятельности. Ключевой момент – правильный подход к информации. Это и работа с корпоративными базами данных, и расширение информационного поля, и развитие PR-деятельности, и, конечно, взаимоотношения со СМИ.
Справка «БН»
Согласно уставу АРСП президент возглавляет органы управления Ассоциации. Он представляет бизнес-сообщество перед государственными органами и другими организациями в России и за рубежом, выступает с официальной информацией и предложениями от имени Ассоциации, планирует и организует работу Совета Ассоциации, осуществляет контроль за деятельностью комиссий и комитетов.
Президент выдвигается из числа руководителей фирм – действительных членов АРСП. Кандидатуру на пост президента выдвигает Совет Ассоциации либо группа фирм, включающая не менее 10% действительных членов профессионального сообщества.
Президент избирается на один год и может быть переизбран на новый срок, но не более двух сроков подряд. В случае досрочного прекращения полномочий президента Совет Ассоциации утверждает президента-электа в должности президента, который занимает эту должность до ближайшего общего собрания АРСПб.
Досье «БН» Екатерина Владимировна Романенко |