Игорь Святославович, сокращается ли городская очередь на жилье?

– В начале 2007 года в очереди было 272 тысячи петербургских семей, это 645 тысяч человек. За девять месяцев 2008 года снято с учета 19,6 тысяч семей – это почти столько же, сколько за весь прошлый год (20,3 тысяч). На IV квартал намечено предоставление большого количества построенных квартир очередникам, и очередь еще более ощутимо сократится.
Из тех, кто на данный момент состоит на учете, подавляющее большинство – 244,4 тысячи семей (более 570 тысяч человек) – претендуют на жилье по договору социального найма. На содействие Петербурга в улучшении жилищных условий имеют право 8 520 семей (18,9 тысяч человек).
Хочу подчеркнуть, что в этом году 8,7 тысяч семей (25,1 тыс. человек) были приняты на учет.

Заметно выросло число новых очередников. Петербуржцы поняли, что помощь города реальна?

– Большинство из принятых на учет в этом году горожан – 5,4 тысяч семей из 8,7 тысяч – претендуют не на бесплатное жилье по социальному найму, а на содействие городской казны, то есть частичную помощь в решении жилищной проблемы. Именно эта очередь прирастала быстрее, чем в прошлом году.

Существует ли вероятность того, что из-за ситуации на финансовом рынке будет урезано финансирование городских целевых жилищных программ?

– В соответствии с принятым за основу 22 октября текстом закона «О бюджете Санкт-Петербурга на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», несмотря на все негативные явления на финансовом рынке, статьи, которыми определено финансирование городских целевых программ, полностью защищены. Финансирование по ним предусмотрено в тех объемах, которые прописаны в целевых программах, и секвестру не подлежит.

Губернатор Северной столицы Валентина Матвиенко специально подчеркивала, что решение жилищных проблем горожан остается одним из приоритетных направлений работы правительства и формирования бюджета. Поэтому они будут финансироваться в полном объеме.

В 2009 году расходы на расселение коммунальных квартир будут увеличены в 4,3 раза, на программу жилищных сертификатов – вдвое, а финансирование программы жилья для бюджетников увеличится на 70% – по сравнению с бюджетом 2008-го.

Правительство разработало поправки к городским целевым программам. Какие изменения вносятся и почему?

– Проект городского закона «О внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга» рассмотрен во втором чтении. Я думаю, на первом ноябрьском заседании он будет окончательно принят Законодательным Собранием. Документ корректирует законы о трех целевых программах: для молодых семей и работников бюджетной сферы, а также программу «Жилищные сертификаты». По программе для бюджетников правка носит технический характер.

Корректировка закона о программе «Молодежи – доступное жилье» была необходима в связи с изменениями в целевой программе «Жилище». По новым федеральным правилам максимальный возраст для молодых семей увеличен с 30 до 35 лет. В Петербурге документы от желающих участвовать в программе принимаются уже по новым правилам, но для заключения с этими гражданами договоров об участии в программе нужны законные основания. Их обеспечивают поправки.

Почему возникла необходимость создавать рабочую группу из депутатов и представителей Жилищного комитета?

– Поначалу предложенные изменения по программе «Санкт-Петербургские жилищные сертификаты» вызвали вопросы в комиссии ЗС по социальным вопросам. Однако после того как Жилищный комитет объяснил свою позицию депутатам, проект был поддержан и в приоритетном порядке рассмотрен.

Изменение условий программы сертификатов – это отклик на просьбы граждан. В Жилкомитет приходили письма от городских очередников, что они хотели бы купить квартиру меньшей площади, чем предписанные действующими условиями программы 18 кв. м на человека. Людям недоставало средств – даже с учетом социальной выплаты – для приобретения квартир такой площади.

При этом жилищное законодательство Петербурга – закон «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» – четко прописывает нормы, которые дают возможность снять граждан с учета. Учетный норматив жилищной обеспеченности равен 10 кв. м общей площади помещения на одного проживающего. Если семья приобретает квартиру такой или большей площади, мы соглашаемся с тем, что она улучшила жилищные условия и снимаем ее с учета.

Будет ли субсидия начисляться по этой учетной норме?

– Нет, размер социальной выплаты по жилищным сертификатам будет рассчитан по нормативу 18 кв. м на каждого члена семьи, состоящего на учете в качестве нуждающегося в содействии Петербурга для улучшения жилищных условий. Денег бюджет выделяет на 18 кв. м, а выбор у очередника становится шире.

По всем программам в формулу расчета субсидии включена стоимость квадратного метра жилья. Федеральный норматив, устанавливаемый Минрегионразвития, более чем вдвое отличается от данных ГУИОН. Какой показатель используется для городских программ?

– Это четко определено соответствующими постановлениями петербургского правительства. Программа сертификатов реализуется в соответствии с федеральным законодательством. Поэтому для расчета субсидий используется норматив средней стоимости квадратного метра жилья, который по утвержденной методике определяет Минрегионразвития (47,3 тыс. руб. за кв. м).
Для остальных проектов господдержки при расчете социальной выплаты используются данные ГУИОН о средней стоимости жилья в Петербурге (101,3 тыс. руб. за кв. м).
Программа «Петербургские жилищные сертификаты» отличается от других тем, что в ней нет ограничения доли бюджетных средств в общей стоимости жилья (как для бюджетников или ипотечных заемщиков – до 30%). Здесь «полновесным рублем» выплачивается стоимость дополнительной площади, необходимой семье для снятия с учета.

Через какие банки перечисляются выплаты?

– В этом году Жилищный комитет по согласованию с Комитетом финансов провел конкурсный отбор кредитных учреждений для открытия и обслуживания именных блокированных целевых счетов (ИБЦ-счетов). Были выбраны два банка – Северо-Западный банк Сбербанка РФ и банк «Санкт-Петербург». Ранее эту функцию выполнял ВТБ-Северо-Запад. Он в полном объеме завершит свои обязательства по ранее открытым счетам.

У Жилищного комитета действовало соглашение о предоставлении субсидентам ипотечных кредитов по программе «Развитие долгосрочного кредитования…» с банками, работающими по федеральной программе ипотеки. Как обстоят дела сейчас?

– Ситуация в сфере жилищного кредитования очень непростая: условия выдачи ипотечных кредитов ужесточили все банки – и те, кто работал по федеральной программе, и те, кто имеет собственные портфели, в том числе самые крупные игроки. В принципе, могу сказать, что сейчас требования к заемщикам достаточно жесткие, а ставки – высокие. Это не могло не затронуть наших субсидентов.

На сегодняшний день, наверное, 90% из тех 25 банков, которые выдавали кредиты в рамках взаимодействия с нашим комитетом по целевой «ипотечной» программе, перестали работать по стандартам АИЖК.
Сегодня у комитета действуют соглашения с несколькими банками, где получают кредиты наши субсиденты. Они не имеют жестких рамок – финансовых или правовых. В принципе, это может быть любой банк, который предоставляет классические ипотечные кредиты. Он лишь должен соблюсти несколько условий: согласовать с Жилищным комитетом параметры приобретаемого объекта и оформить залог на приобретаемую квартиру. Необходимо, чтобы размер жилплощади позволил снять с учета очередника.

Я бы сказал, сегодня мы сотрудничаем «в ручном режиме» – для того чтобы очередник на этом быстро меняющемся рынке мог найти и выбрать наиболее приемлемые условия. Если субсидент нашел банк, готовый выдать ему кредит, и заемщика устроили условия – мы согласуем эту сделку.
Пока мы считаем необязательным прописывать долгосрочные соглашения, ситуация все время меняется и приходится действовать в оперативном режиме, гибко реагировать на изменения.

Сколько времени проходит от подачи пакета документов до перечисления субсидии? В банках говорят, что за это время условия кредита успевают измениться вслед за рынком.

– С того момента, как специальной комиссией утвержден размер субсидии для очередника, все сроки процедур регламентированы. Распоряжение комитета после решения комиссии выпускается не позднее чем через пять дней, через два-три дня заключается договор с очередником о предоставлении субсидии и целевом ее использовании. Еще десять дней отводится на открытие ИБЦ-счета. После этого очередник в течение года должен купить жилье.
Какое время проходит от момента формирования учетного дела до рассмотрения его комиссией – зависит от количества заявок и лимитов финансирования каждой программы.
Безусловно, желающих получить субсидии больше, чем возможностей выдать их в этом году. Например, по ипотечной программе до 2011 года должны улучшить жилищные условия десять тысяч семей. Понятно, что все предпочли бы решить проблему сразу. В текущем году по этой программе запланировано предоставление соцвыплат для 1,5 тысячи семей. Оставшиеся 8,5 тысячи теоретически могут принести документы уже завтра и ждать решения. Понятно, что быстро и всем город помочь не может. Отбор проводится по дате постановки на жилищный учет и по дате подачи документов для участия в программе.

Будут ли выполнены планы на год по «ипотечной» городской целевой программе?

– Из предусмотренных на год 933 млн руб. к началу октября осталось неосвоенными лишь 162 млн (субсидии для 212 семей). Это несколько меньше запланированных показателей. Средний размер субсидии в 2008 году составляет 764 тыс. руб. Прошлогодние расчеты количества субсидентов исходили из меньшей суммы, рынок внес определенные коррективы.

Сейчас, на фоне сложной ситуации на рынке ипотеки, мы пытаемся найти способ выдать эти 212 субсидий. Возможно, справимся, выбрав по десять очередников из каждого района города, – совместно с Санкт-Петербургским ипотечным агентством и районными администрациями.

Работникам бюджетной сферы планировалось предоставить в этом году 780 квартир, пока выделена 171. Планы изменились?

– Оставшиеся квартиры будут предоставлены в середине IV квартала. Так ежегодно складывается, что достаточно значительная доля жилья, возводимого за счет средств городского бюджета, вводится в строй в конце года.
В конце ноября или в начале декабря многие очередники получат жилплощадь по договорам социального найма. Около 600 квартир будет передано в Городской центр «Доступное жилье» для бюджетников.

Будут ли среди выделенных объектов однокомнатные квартиры? Где получат жилье бюджетники?

– Будут и однокомнатные. В основном – в домах Северо-Приморской части города, квартал 56, улицы Оптиков и Туристская. Здесь же получат квартиры по рассрочке молодые семьи.

С одной стороны, есть сложности проведения сделок с жильем, в которых участвуют субсидии. С другой – сейчас нет роста цен и активного спроса. Как, по-вашему, сложится ситуация с реализацией субсидий?

– Механизм реализации социальных выплат, понятный всем контрагентам, существует. И эта схема не требует изменений регламента работы банков. Что касается продавцов квартир, сегодня они намного лучше знают, что такое субсидия, как это все работает и в какие сроки проводится сделка.
В период спада покупательского спроса доля сделок на рынке жилья с участием субсидентов увеличится.

Ждете ли возобновления сотрудничества с банками по программе АИЖК?

– С сентября у Агентства действуют новые условия рефинансирования. После того как АИЖК изменило стандарты, оставив себе право выкупать выданные кредиты с дисконтом, федеральная программа была радикально сокращена. Понятно, почему стандарты были отвергнуты банками, – кредиторам это невыгодно.

В ближайшие месяцы АИЖК получит дополнительное финансирование от государства в объеме 60 млрд руб. Эта помощь может решить проблему «зависших» на балансах банков кредитов, которые стали малоликвидным активом.
Что касается среднесрочных перспектив развития ипотечного кредитования в России, я считаю, что без государственной поддержки этот инструмент в сегодняшних сложных условиях развиваться не будет.
Я думаю, федеральные власти предпримут необходимые шаги для сохранения федеральной системы рефинансирования через АИЖК. Иного не может быть, поскольку это действительно государственный вопрос.

Досье «БН»

Игорь Святославович Кокарев родился в Ленинграде в 1969 году. Окончил Санкт-Петербургский государственный морской университет, Академию государственной службы, юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Доктор экономических наук.
С 1999 года работает в Администрации Санкт-Петербурга. С 2001 года – начальник отдела целевых программ Комитета по жилищной политике. В 2005 году – и. о. заместителя председателя Жилищного комитета. С 2006 года по настоящее время – заместитель председателя Жилищного комитета.

Текст: Анна Александрова