Федеральный центр не станет заниматься объединением двух мощных регионов в условиях исключительной неравномерности экономического развития России в целом. Вместо дальнейшего усиления за счет Ленобласти Петербургу скорее всего предложат «подтянуть» депрессивные территории.

Больной вопрос

Минувший месяц стал поворотным в судьбе «объединения» Петербурга и Ленинградской области, о возможности которого так много говорилось в последние год-два. В сентябре, отреагировав на неоднократно высказанные инициативы, Президент заявил: «Если регион не хочет присоединяться - а это может быть определено только на референдуме, - значит, он должен работать как прежде». Председатель Совета Федерации Сергей Миронов немедленно отреагировал: «в ближайшем будущем объединения не произойдет».

Однако волна идей и разговоров о воссоединении по инерции катилась еще несколько недель, а Леонтьевский центр подготовил аналитическое исследование плюсов и минусов объединения.

Труд оказался несвоевременным. В ходе форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России», который состоялся в Петербурге 20-21 октября фраза о судьбе двух регионов вызвала ироническую отповедь заместителя полпреда Президента РФ в Северо-Западном округе Евгения Лукьянова: «Тезис об объединении Санкт-Петербурга и Ленинградской области по-видимому навеян двумя обстоятельствами. Осень – это первое. А второе – осенью не только обостряются заболевания, но и появляется стремление к созданию семей. Не знаю, какие сваты приехали, но у нас в полпредстве ничего о таких матримониальных планах не известно». Эти слова ставят финальную, жирную точку на прожектах балтийских «заединщиков».

Снят с повестки дня и вопрос о 50-километровой зоне, хотя именно после неудачи с продвижением в федеральном парламенте законопроекта о ней прозвучали требования инкорпорируют город и область.

Для удобства… соседей

Впрочем, никто не утверждает, что раз объединение – это болезнь, то распри двух региональных правительств – здоровое состояние. Напротив, соседям предложено искать компромиссы и механизмы сотрудничества. Поведение руководителей двух субъектов уже изменилось.

Косвенно об этом свидетельствует другое выступление на Форуме. Советник петербургского губернатора Борис Усанов затронув щекотливую (по недавним меркам) тему петербургской агломерации, полностью воздержался от предложений объединить все управление двух регионов или хотя бы города и близлежащих окрестностей. Напротив, признал, что «Петербург и Ленинградская область подозревают друг друга в намерении увести к себе дефицитные трудовые ресурсы» и имеют множество иных взаимных претензий. И тут же дал понять, что намерений изменить границы регионов городские власти не имеют: «Говоря о развитии портов, мы говорим о развитии Мгинского железнодорожного узла и имеем какие-то суждения – не как хозяева, но как люди, кровно заинтересованные в том, чтобы там все было нормальным образом».

Механизмом взаимодействия тесно связанных регионов должно стать сотрудничество, учитывающее интересы обеих сторон. «Если говорить о развитии в рамках агломерации, мы должны четко сказать: это ни в коем случае не административный процесс. И даже не технологический процесс. Это – процесс согласия, который невозможно осуществить декретами, в условиях давления одного субъекта на другой. Это то, на что нас сегодня толкает жизнь своим экономическим интеграционным развитием. Мы должны следить за этим явлением и направлять его в удобное и для соседних регионов русло», - сказал Борис Усанов.

Примером взаимодействия и взаимовлияния на экономическом уровне он назвал морские порты: «Морская администрация Петербурга управляет сегодня и Большим портом Петербурга, и Приморском. Сегодня возможна организационная структура при едином хозяине большого порта (АО «Морской порт Санкт-Петербург») и некоторых причальных структур порта Усть-Луга. Эти явления просачиваются в нашу жизнь. Мы только должны сделать их оптимальными, логичными, обоснованными». Такой подход не вызвал возражений присутствовавшего в зале вице-губернатора Ленобласти Григория Дваса.

Необходимо, впрочем, чтобы два региональных правительства хотя бы слышали друг друга. Это не просто. Еще на начальной стадии разработки генплана Санкт-Петербурга областной комитет по архитектуре и градостроительству предложил учесть площадки для вывода предприятий из города – но тогда на это предложение городские власти не отреагировали. Интерес к нему возник именно в последние месяц-другой, когда стало ясно, что о «матримониальных планах» можно забыть.

Объединят, но других

Москва, отнюдь не заинтересована в укрупнении сильных регионов, влияние которых могло бы оказаться слишком заметным, вплоть до фактической конкуренции с федеральным центром. И уже несколько месяцев подталкивает соседей к поиску механизмов повседневного сотрудничества. Еще в феврале премьер министр, высказав сомнения в необходимости слияния, напомнил: «Петербург – донор, Ленинградская область развивается достаточно эффективно, быстро, они уже, по-моему, увеличили валовый региональный продукт в два раза или к этому приближаются. Укрупнение ради укрупнения не является нашей целью».

В самом деле, федеральные структуры гораздо более озабочены исправлением ситуации – в том числе путем слияния областей и округов - в иных частях страны. Выступая на форуме по стратегическому планированию, начальник аналитического управления аппарата Госдумы Александр Белоусов признал: страна «серьезно больна. Диагноз болезни – существенные диспропорции в социально-экономическом развитии субъектов РФ. Сегодня по уровню регионального валового продукта самые богатые и самые бедные регионы различаются в 36 раз. По объему инвестиций на душу населения в основной капитал – в 158 раз. Прирост национального ВВП и производства обеспечивают лишь 10 субъектов РФ, большинство же регионов по-прежнему живет на дотации. Велико число депрессивных территорий и целых регионов, утративших способность к самостоятельному развитию».

По словам аналитика, эта ситуация чревата ростом социальной поляризации и преступности. К «застойным» регионам относят некоторые области в центре страны, Поволжье, Сибири и на Дальнем Востоке, южные национальные республики с общей численностью населения более 30 млн чел.

«Разрушение межрегиональных связей создает питательную среду для расцвета национального и территориального сепаратизма, полного разрыва социально-экономического развития и территориального пространства и, в конечном счете, распада России как единого федеративного государства. При сложившемся в стране типе экономического роста экономическое и социальное неравенство регионов по ряду базовых показателей будет еще больше увеличиваться»,- пришел к выводу Александр Белоусов. Нарастание нерешаемых проблем по мнению думского эксперта грозит «расширением регионов застойной бедности (в которых доля населения с доходами ниже прожиточного минимума будет составлять 35-40% и более) до уровня, блокирующего модернизацию всей страны. Результатом может стать ухудшение качества жизни в депрессивных регионах, разрушение инфраструктуры, включая автодороги, коммунального хозяйства, паралич хозяйственной деятельности, «утечка мозгов».

Очевидно, что федеральному центру сегодня не до петербургских проблем и интересов, напротив, и на Петербург, и на Ленобласть могут быть возложены задачи экономического содействия иным регионам страны или, по крайней мере, Северо-Запада. При этом субъектам скорее всего придется поступиться частью полномочий по экономическому планированию в пользу федералов.


Председатель Совета Федерации Сергей Миронов:

Главное в вопросе объединения субъектов Федерации – уверенность людей обоих регионов в том, что вместе жить лучше, выгоднее и перспективнее. При этом надо понимать, что слияние таких городов, как Москва и Санкт-Петербург, с областями будет длительным, сложным и дорогостоящим процессом. Ведь основная задача объединения – выровнять уровень жизни людей в городе и области, создать единые инфраструктуру и производственный комплекс.

Вместе с тем я уверен, что в обозримом будущем объединение этих регионов состоится. К этому уже сейчас есть целый ряд объективных предпосылок.

Текст: Василий Когаловский