Депутат городского Парламента Алексей Ковалев инициативу охраны Невского проспекта как единого объекта направил в комиссию по рассмотрению поправок к Правилам землепользования и застройки. В преддверии принятия новых Правил эксперты встретились на очередном круглом столе из серии «Петербург: следующие 300», чтобы оценить, насколько эта инициатива адекватна текущей ситуации.

Разбор полетов

Разбор полетов, то есть перечисление потерь Невского проспекта начали со здания компании «Стокманн» архитектора Юрия Земцова (угол ул. Восстания и Невского пр.), где буквально на днях был торжественно заложен первый камень нового дома. Старый снесли, пообещав восстановить фасады. Но историческое здание не было украшено стеклянной шахтой лифта и такими же мансардами, которые отражены в новом проекте. «Я полагаю, что согласованы были предпроектные проработки, а рабочие чертежи и технические проекты еще не поступали в Комитет», - прокомментировал такое «восстановление фасадов» замглавы КГА Виктор Полищук.

Следующий объект — новый отель на углу Невского пр. и Гончарной ул. архитектора Святослава Гайковича. «Он выполнен в традиционных формах, которые мы попытались вписать в существующий контекст, - рассказал г-н Гайкович, - а по части формальных требований могу однозначно сказать, что все они выполнены». По словам архитектора, сам по себе объект «погоды Невскому проспекту не делает».

Кстати, На Совете по культурному наследию, по словам его представителя и члена городского отделения ВООПИиК, Михаила Мильчика этот дом не рассматривался. «Между тем, меня удивило, что не сохранились два исторических здания внутри комплекса нового отеля. Почему пошли по радикальному пути сноса?», - недоумевал эксперт. Святослав Гайкович ответил так: «Когда мое бюро подключилось к работе, никаких исторических зданий на объекте не было». К сожалению, сегодня такая ситуация стала общим местом нового строительства в историческом центре.

Здания-соседи «Невского паласа» (дома 55 и 59) также не были вынесены на Совет. Что там строится, ни Совету, ни заместителю главы КГА, ни простым горожанам неизвестно. «Мы часто узнаем о новом проекте только тогда, когда он уже появляется во плоти», - посетовал Михаил Мильчик. Когда и кем были согласованы эти здания, Виктор Полищук также ответить не смог. При этом предметом охраны КГИОПа, по словам начальника отдела Центрального района КГИОП Лидии Хуторовской, являются лицевые фасады зданий. Судя по внешнему виду этих домов сегодня, предметы охраны будут не отреставрированы, а лишь восстановлены. «Часто инвесторы шлют в Комитет телефонограммы с просьбами разрешить разборку фасадов в связи с угрозой обрушения», - пояснила Лидия Хуторовская. И это со стороны инвесторов сегодня тоже нормальная практика – пугать специалистов КГИОП тем, что если здание не снести, оно рухнет. Хотя, по словам Михаила Мильчика, это не всегда оправдано, просто качественная реставрация всегда обходится дороже.

Еще один спорный объект — дом Чичерина (Невский пр., д. 15). Спорным он стал, в том числе, из-за сооруженного на крыше здания бассейна. Лидия Хуторовская назвала это новшество «реконструкцией с приспособлением», а Михаил Мильчик - «существенным уроном зданию». По его мнению, задачи приспособления здания под современные нужды оказались для новых хозяев важнее, чем задачи сохранения наследия. А то, что по федеральному охранному законодательству реконструкция памятника запрещена (возможна только реставрация), в Градостроительном кодексе не учтено. То есть два закона друг другу противоречат. Лидия Хуторовская в своих комментариях так подробно остановилась на пожарной безопасности дома Чичерина, что у присутствующих возникло ощущение, будто там сооружен не бассейн, а пожарный водоем.

По оценкам Михаила Мильчика, работы в здании приобрели необратимый характер, а нынешняя кровля не имеет ничего общего с историческим памятником. К тому же недавно ее покрасили в ядовито-зеленый цвет. «Мы сейчас направили запрос в КГИОП с просьбой хотя бы перекрасить эту надстройку, чтобы она так не бросалась в глаза со всех основных видовых точек Невского проспекта – вот о чем мы вынуждены сегодня вести речь в плане охраны памятников», - резюмировал разбор полетов член петербургского отделения ВООПИиК Александр Марголис

Банановая республика

«Когда государство говорит, что у него нет денег на памятники, а инвестор в качестве компенсации за свои «кровные» устанавливает в историческом здании бассейн, создается впечатление, что речь идет не о великой державе, а о какой-то банановой республике», - говорит Александр Марголис. А не вынесение значимых объектов на Совет по культурному наследию, по мнению эксперта, говорит о том, что «нарушения закона таким образом пытаются скрыть от общественности».

В Петербурге есть две экстраценности — набережные Невы в центре города и Невский проспект, который в списке охраняемых ЮНЕСКО памятников всемирного наследия включен единым объектом в раздел «Исторический центр Санкт-Петербурга». Инициатива депутата Ковалева не является пока юридическим документом, но первый декларативный шаг в эту сторону власть уже сделала, объявив о создании «Красной книги Петербурга». В книгу занесены те объекты, которые не могут быть изменены «ни при какой погоде». Из всего шестнадцати позиций половина находится на Невском проспекте. «Поэтому городское отделение ВООПИиК поддерживает инициативу Ковалева», - подчеркнул Марголис. Поддержал ее и Святослав Гайкович, правда, с оговорками: «Это не должен быть документ, который остановит движение Невского проспекта из прошлого в будущее».

Задача реставрации — сохранить подлинное, даже если оно не совершенно. Постепенно в плане сохранения культурного наследия в нашем городе в силу различных причин эта задача отходит на второй план. Реставрацию замещают схожими по звучанию, но иными по значению словами, и в результате объект за объектом культурное наследие Петербурга превращается в коллекцию подделок.

В очень далекой перспективе проблема не только в том, что мы теряем исторические здания на Невском — надо понимать, что инвесторы хотят «приспосабливаться», и даже многажды отреставрированные здания тысячу лет не простоят. Так или иначе, Невский проспект обречен на новодел, и проблемы вписывания его в контекст исторических ансамблей еще не решены. И если инициатива Алексея Ковалева не получит юридической силы, а старые здания – достойной замены, главная улица города будет выглядеть как аккуратная интеллигентная старушка, нацепившая нелепые модные лосины.

Текст: Вероника Архипова