Виктор Леонидович, вы являетесь соавтором большинства законодательных инициатив, регулирующих деятельность рынка недвижимости Петербурга. Расскажите о судьбе основных нормативных актов, которые были приняты при вашем непосредственном участии.

–Прежде всего я хотел бы отметить, что автором большинства целевых программ и законов, направленных на улучшение жилищных условий горожан, является губернатор. Ведь так и должно быть в любом демократическом обществе. Законодательное Собрание является в этом случае своеобразным «ситом общественного мнения», через которое проходит каждый документ.

В свою очередь Комитет по законодательству представляет собой центральный орган, координирующий всю деятельность городского парламента по созданию нормативных актов. Ни один законопроект не может быть принят без предварительного рассмотрения и обсуждения на заседаниях нашего комитета.

Сегодня в Петербурге реализуется концепция государственной жилищной политики, которая рассчитана на период до 2011 года. Город расселяет аварийные дома, способствует улучшению жилищных условий граждан, проживающих в общежитиях и являющихся очередниками. Ведется работа по реновации территорий, застроенных домами первых массовых серий, расселяются коммунальные квартиры.

Для реализации данной концепции принято несколько целевых программ, в результате выполнения которых свои жилищные условия улучшат более 160 тысяч семей.

Основным видом государственного содействия останется бесплатное предоставление жилья льготным категориям граждан. По данной схеме квартирами будут обеспечены более 44 тысяч семей. А это – 80% льготников, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Остальные 20% смогут приобрести жилье с помощью собственных средств – при обязательном государственном содействии.

Несомненно, экономика города во многом зависит от состояния финансовых рынков России. Однако я уверен, что осенний кризис не слишком существенно повлияет на реализацию целевых программ.

Сложность правового регулирования жилищной и строительной сфер заключается в том, что на рынке недвижимости отсутствует какая-либо предсказуемость. Мы стараемся оперативно реагировать на постоянные изменения. Стоимость жилья растет, меняются условия и приоритеты работы, поэтому необходимо регулярно вносить поправки в действующие нормативные акты.

Только за восемь месяцев текущего года Законодательным Собранием Северной столицы принято полтора десятка новых документов, регулирующих работу рынка недвижимости. Каждый закон до его вынесения на рассмотрение депутатов городского парламента прошел предварительное обсуждение на заседаниях нашего комитета.

Конечно, наиболее актуальными, значимыми для города были нормативные акты, регулирующие работу по реновации хрущевок, изменение перечня участков зеленых насаждений общего пользования, а также – поправки в Генеральный план.

Как по-вашему, достаточно ли эффективно работают городские программы улучшения жилищных условий?

– Считаю, что да. Только в этом году на их реализацию из бюджета города будет израсходовано около 5,5 млрд руб. В результате чего до конца декабря более 9,5 тысяч семей улучшат свои жилищные условия.

Так, согласно целевой программе «Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения» в этом году квартирами будут обеспечены 780 семей. На эти цели до конца декабря выделено 954 млн руб. Отмечу, что в прошлом году квартиры получили 470 семей.

Программа «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге на 2002–2011 годы» предусматривает выделение из городской казны 933 млн руб. до конца текущего года. Займы получат 1533 семьи. Только за восемь месяцев текущего года участие в программе приняли 958 семей. Выданы кредиты на сумму 732,3 млн руб. Каждый год количество участников данной программы будет увеличиваться.

По программе «Молодежи – доступное жилье» в 2008 году государственная поддержка будет оказана 1060 семьям. На эти цели из бюджета выделено более 1,1 млрд руб. За восемь месяцев текущего года субсидии предоставлены 954 семьям на сумму 901 млн руб.

В этом году правительство начало реализовывать программу «Жилищные сертификаты Санкт-Петербурга». Согласно ее положениям, до 2011 года новые квартиры получат не менее 10 тысяч семей городских очередников. К настоящему моменту уже 260 семей получили сертификаты на сумму 744,4 млн руб. Предполагается, что к концу года государство поддержит еще 160 семей.

Нужно ли вносить какие-либо коррективы в существующие документы, направленные на улучшение жилищных условий горожан?

– Приведенные выше цифры свидетельствуют о том, что городские программы реализуются весьма эффективно. При этом если меняются какие-то объективные обстоятельства, Законодательное Собрание старается реагировать на них максимально оперативно. Я имею в виду корректировки федеральных законов, изменения на рынке недвижимости.

Несомненно, экономика города во многом зависит от состояния финансовых рынков России. Однако я уверен, что осенний кризис не слишком существенно повлияет на реализацию целевых программ.
Думаю, что город готов к такой экономической встряске и петербуржцы не сильно почувствуют на себе изменение макроэкономических показателей.
Законодательство можно сравнить с живым организмом, который постоянно реагирует на запросы времени и малейшие изменения окружающей действительности. В составе ЗС функционируют рабочие группы, в которые входят и члены правительства Петербурга.
Мы ведем мониторинг рынка, исследуем влияние экономических факторов и в соответствии с этим предлагаем изменения в нормативные акты.

Программа расселения коммуналок реализуется уже несколько месяцев. Удастся ли в полной мере воплотить ее в жизнь?

– Уверен, что уже через несколько лет в Петербурге почти не останется коммунальных квартир. Ведь на реализацию соответствующей целевой программы город выделит около 75 млрд руб. При том что еще пять лет назад это был весь объем бюджета Северной столицы. Безусловно, город справится с поставленной задачей.

Согласно положениям данной программы коммуналки будут расселяться путем предоставления бюджетных средств на строительство или на приобретение жилья. К данной работе привлечены инвесторы.

Только за последние восемь месяцев социальные выплаты в размере 776,4 млн руб. получили 540 семей. Всего же в этом году на реализацию данной программы будет выделено 1,5 млрд. До конца декабря планируется расселить 5,1 тысячи семей, из которых 1,4 тысячи предоставят социальные выплаты. Еще 3,7 тысячи семей получат новые квартиры за счет перераспределения помещений государственного жилищного фонда и работы инвесторов.

Уже через несколько лет в Петербурге почти не останется коммунальных квартир.

Нужно ли, на ваш взгляд, вносить дополнительные коррективы в программу расселения хрущевок? Какого рода должны быть изменения?

– Я бы не стал сейчас ставить вопрос подобным образом. Как вы помните, принятие закона о развитии застроенных территорий сопровождалось большой подготовительной работой. Первоначальный вариант проекта, внесенный на рассмотрение в ЗС, действительно вызвал бурную дискуссию. Мы проводили общегородские слушания, встречи и круглые столы, собрали и проанализировали множество предложений и поправок к законопроекту. Была проделана колоссальная работа. Специальная рабочая группа с участием депутатов Законодательного Собрания, представителей исполнительных органов власти обсуждала каждое положение закона, сверяла и перепроверяла перечни подлежащих реновации кварталов.

В результате этой работы некоторые из них были исключены из программы. Несколько участков добавлено в перечень по просьбам горожан.
Существенные изменения претерпела и текстовая часть закона. Так, в документе прописаны дополнительные гарантии для жителей планируемых к сносу домов. Людям дано право на переселение в границах того же квартала. Площадь предоставляемого гражданам жилья будет не меньше размеров прежнего.
На сегодняшний день принято решение о расселении первых двух кварталов, подлежащих реновации. Соответствующий конкурс по отбору инвесторов состоится 29 октября. Кроме того до конца текущего года планируется провести тендеры в отношении еще десяти участков.

Одним словом, мы приступили к первой стадии реализации закона. Вопрос о необходимости внесения изменений или дополнений может возникнуть в том случае, когда будут подведены первые итоги реализации программы. Именно тогда станет ясно, нужно ли это делать.

Необходимо понимать, что это первый опыт города. Перечень территорий в его нынешнем виде на сегодняшний день считаем сформированным, изменений пока не планируется. По итогам реализации будет понятно, возможно ли распространить этот опыт и на другие кварталы.

Многие застройщики требуют внести дополнительные коррективы в Генплан. Как вы считаете, имеет ли смысл изменять главный градостроительный документ города в ближайшие месяцы?

–Я такой необходимости не вижу. Во-первых, уже были утверждены изменения, учитывающие все замечания и предложения застройщиков. Кроме того, согласно федеральному законодательству поправки в Генплан необходимо вносить не чаще, чем один раз в пять лет.

Во-вторых, Генплан потому и стал главным градостроительным документом, что принят он на перспективу и является стабильным.

Необходимо учитывать и тот факт, что к 2009 году в Петербурге появится еще один важный градостроительный документ – Правила землепользования и застройки (ПЗЗ). Это уже вторая попытка его принятия: первая была осуществлена два года назад. Напомню, что тогда проект документа прошел публичные слушания, но внесение корректировок в Генеральный план остановило процесс его принятия. На мой взгляд, любые изменения в главный градостроительный документ Петербурга затормозят принятие ПЗЗ. А на это сегодня никто не пойдет. Так что в ближайшее время никаких поправок в Генплан не предвидится.

Думаю, что мы должны посмотреть на совместное функционирование Генплана и ПЗЗ. После чего и станет ясно, нужно ли что-либо корректировать.

На ваш взгляд, нужно ли учитывать все поданные жителями поправки в проект ПЗЗ? Что даст этот документ городу?

–Считаю, что при разработке окончательного варианта ПЗЗ нужно в первую очередь учитывать мнение горожан.
Несомненно, мы получим тысячи предложений, однако не все они будут учтены. Поданные жителями предложения будут рассматриваться на предмет соответствия Генплану и действующему градостроительному законодательству.

Документ будет содержать градостроительные правила, схему зонирования города, карту ограниченного использования земельных участков и объектов капитального строительства. ПЗЗ – это второй градостроительный документ города после Генплана. Правила дополняют его, конкретизируя основные принципы и решения. Так, например, если Генплан устанавливает функциональное назначение определенной территории, то Правила будут определять перечень возможных объектов капитального строительства на ней.

Губернатор Петербурга неоднократно призывала строителей и общественность активно участвовать в слушаниях по проекту Правил землепользования и застройки. Ведь ПЗЗ – это главный регулирующий градостроительный закон города, который должен обеспечить прозрачность деятельности строительных компаний.

Какие нормативные акты, регулирующие работу рынка недвижимости, планирует рассмотреть городской парламент в ближайшее время?

– Такие документы внесены в совместный план работы Законодательного Собрания и губернатора на 2008–2009 годы.
В частности, планируется утвердить ряд изменений в нормативные акты, регулирующие градостроительную деятельность в Петербурге. Делается это для того, чтобы привести их в соответствие с действующим федеральным законодательством.

Подобные коррективы будут внесены в законы «Об основах регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге», «Об охране зеленых насаждений», «О зеленых насаждениях общего пользования». Кроме того, в этом году мы должны установить порядок утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования. Губернатор также предлагает нам рассмотреть изменения к закону «О предоставлении объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции». Предполагается, что данные поправки позволят решить проблему переноса существующих гаражей и кооперативных автостоянок.

Досье "БН":

Евтухов Виктор Леонидович, председатель Комитета по законодательству Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Родился 2 марта 1968 года в Ленинграде. После окончания средней школы служил в Вооруженных силах
В 1993 году закончил Ленинградский финансово-экономический институт по специальности «экономическая кибернетика». Во время учебы в институте был президентом локального комитета Всемирной ассоциации студентов-экономистов AIESEC. С 1993 по 1998 год работал экономистом.
В 1998 году избран депутатом Законодательного Собрания второго созыва. Возглавлял постоянную комиссию по промышленности, экономике и собственности, был заместителем председателя постоянной комиссии по социальным вопросам и членом профильной комиссии по вопросам молодежи, спорта и туризма. Являлся советником губернатора СПб на общественных началах.
В 2002 году закончил юридический факультет Санкт-Петербургского Государственного университета, а в 2004-м – магистратуру факультета международных отношений СПбГУ. Кандидат экономических наук.
За время работы в Законодательном Собрании подготовил более ста законопроектов.
Президент Федерации горнолыжного спорта и сноубординга СПб.Член Политсовета Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии «Единая Россия» и одноименной фракции ЗС СПб.
Женат, воспитывает двух дочерей.

Текст: Сергей Бардин