Надежда Борисовна, вы давали интервью для «Бюллетеня Недвижимости» относительно недавно, в мае 2008 года, на Петербургском ипотечном форуме. Тогда вы говорили, что ипотека и жилищное строительство развиваются почти в полном соответствии с планами Национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Но мировой финансовый кризис внес, кажется, свои коррективы, в эти процессы. Давайте поговорим о них сегодня, в рамках Петербургского жилищного конгресса.

– Безусловно, общемировые тенденции оказали влияние на наш рынок, но это отнюдь не однозначно негативная, как это часто представляют. Ситуация, конечно, сложная – и в строительстве, и в ипотеке. Но я бы не стала говорить, что это системный и глубокий кризис, который будет углубляться и принесет значительные отрицательные последствия рынку недвижимости России.

Кризис несколько отрезвил наших участников рынка, которые, видимо, рассчитывали, что цены на жилье и доходы граждан будут неизменно расти, а инфляция станет планомерно снижаться.

Сложившаяся ситуация имеет и положительные стороны. Кризис несколько отрезвил наших участников рынка, которые, видимо, рассчитывали, что цены на жилье будут неизменно расти, как и доходы граждан, а уровень инфляции будет планомерно снижаться. Мало кто закладывал в свои бизнес-планы риски, связанные с возможными финансовыми проблемами. Теперь всем стало ясно: российский бизнес должен более взвешенно и обоснованно оценивать существующие риски и эффективно управлять ими.

Снижение объемов жилищного строительства сегодня налицо. Можно ли говорить, что рынку грозит дефицит жилья?

– Даже некоторые политики стали бить тревогу, когда в первом полугодии 2008 года рост объемов стройки составил лишь около 3% по сравнению с аналогичным периодом 2007-го. Однако на данную динамику можно взглянуть и по-другому. В прошлом году основной прирост объемов жилищного строительства дали четыре региона-лидера: Москва и Московская область, Петербург и Краснодарский край (на них приходилось 35% введенных площадей). В первом полугодии 2008 года они показывали отрицательную динамику, что, в общем, закономерно, учитывая, какой серьезный рост наблюдался там в последнее время. Зато другие регионы, бывшие ранее в числе аутсайдеров, продемонстрировали хорошие показатели (в среднем 16% роста за первое полугодие). Получается, что наращивание объемов ввода жилья продолжается, просто «центр тяжести» сместился на периферию. И это очень позитивная тенденция. В целом по стране за год мы, конечно, не добьемся такого роста, как в 2007 году, но уровня в 10–13%, думаю, достигнем.

В дальнейшем увеличение объемов жилищного строительства продолжится. План на 2010 год – 83 млн кв. м жилья, 2012 – 100 млн, 2020 – 142 млн.

А ипотека? Последствия кризиса уже ощутили на себе сотни, если не тысячи российских заемщиков.

– Стоимость длинных денег для банков действительно возросла. В особо сложном положении оказались мелкие и средние банки. Проблемы с привлечением дополнительных средств испытывают и крупные кредиторы.

Разумеется, это не могло не отразиться на условиях кредитных продуктов. Ставки по ипотеке выросли. К тому же ушли с рынка слишком лояльные предложения – без первоначального взноса, с неподтвержденным доходом. Но последнее, скорее, положительный, нежели негативный момент. Посмотрите, к чему привела неразборчивость американских банков, которые раздавали кредиты направо и налево. Ипотека – инструмент приобретения жилья для людей со стабильным доходом, пока – достаточно высоким, в перспективе – со средним. Для остальных категорий граждан необходимо развивать другие формы улучшения жилищных условий, например – некоммерческое кооперативное строительство, аренду муниципального жилья или использование механизмов государственной поддержки.

Кстати, хотела бы предостеречь администрации, которые планируют субсидировать (или уже это делают) процентную ставку по ипотеке для граждан – это не самый лучший вариант. Потом такие кредиты тяжело секьюритизировать: они слишком рискованные. Лучше субсидировать первый взнос по ипотеке, тогда кредит в дальнейшем может быть рефинансирован на нормальных рыночных условиях. Кроме того при субсидировании процентных ставок бюджет берет на себя долгосрочные обязательства, что уже рискованно для государственной казны.

Итак, качество ипотечных портфелей российских банков повысится благодаря кризису. Но как быть с плановыми показателями? Ведь ужесточение андеррайтинга сократит число тех, кому доступен кредит.

– Судя по данным за первые два квартала 2008 года ситуация на ипотечном рынке не катастрофичная (см. диаграмму 1). Тем более что замедление темпов роста объемов жилищного кредитования произошло бы и без кризиса, пусть, правда, и не в таких масштабах, как это случилось. Возникнув с нуля, наш рынок ипотеки рос фантастическими темпами, но подобная динамика не может сохраняться бесконечно.

Что касается доли семей, имеющих возможность приобрести жилье с помощью собственных и заемных средств, то она в целом растет в соответствии с планами Национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Так, в 2004 году данный показатель составлял 9%, в 2007-м – уже 18% (при плановых 17%). Выйти на запланированный показатель 21% к концу 2008 года, скорее всего, не удастся. Но разрыв будет несильным, и доля семей, способных улучшать свои жилищные условия без господдержки, во всяком случае, не упадет ниже достигнутого уровня 18%. Впрочем, это лишь прогнозы. В четвертом квартале всегда происходит наиболее значительная корректировка текущих показателей.

К 2010 году согласно поставленной нацпроектом задаче улучшения жилищных условий за счет собственных средств и ипотеки будет доступно жилье 30%, а к 2020-му – 60% граждан. То есть нам предстоит изменить нынешнюю ситуацию на диаметрально противоположную.

Диаграмма 1

Объемы ежеквартально выдаваемых ипотечных кредитов в 2006–2008 годах, условные кв. м

Структура ввода офисной недвижимости по районам города в первом полугодии 2008 года

Существует такой параметр, как коэффициент доступности жилья. Он показывает соотношение между стоимостью средней стандартной квартиры и среднегодовым доходом семьи. Сегодня его среднее значение составляет 5,3 года. Каким этот коэффициент должен быть, чтобы приобретение жилья было доступно, как вы говорите, 60% населения?

– В Федеральной целевой программе «Жилище» записано, что в 2010 году коэффициент доступности жилья должен составить 3 года. Но, по нашим расчетам, достаточно выйти на уровень 3,8 к 2020 году. Тогда более половины граждан России будут иметь возможность приобретать более просторное и качественное жилье.

Это отнюдь не нереальная цель. Однако чтобы ее достичь, потребуется решить ряд основных проблем развития жилищной сферы. В частности, необходимо устранить дисбаланс спроса и предложения на рынке жилья, решить проблему высокого уровня износа жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, разобравшись при этом с ветхим и аварийным жильем. К существующим негативным факторам также следует отнести низкие темпы обеспечения очередников социальным жильем, а также недостаточные темпы исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

Сегодня многие покупатели заняли выжидательную позицию. Он полагают, что нестабильность на финансовых рынках приведет к падению в России цен на жилье. Что вы думаете по этому поводу?

– В среднем значительного снижения цен не произойдет, хотя ситуация будет разная по регионам, ведь рынок недвижимости по сути имеет локальный характер. Максимум – небольшая корректировка, да и то не для всех сегментов жилья. Вообще, повторюсь: то, что мы сейчас наблюдаем на рынке, – это вполне нормальная, экономически обоснованная ситуация. А вот если цены на квартиры двинутся вниз, тогда будет действительно кризис. Причем в сфере не только ипотеки, но и жилищного строительства.

Меня всегда настораживает, когда политики обещают тем или иным способом повлиять на цены жилой недвижимости (в сторону удешевления). Нельзя так грубо вмешиваться в объективные рыночные процессы. Необходимо очень осторожно – путем корректировки объемов спроса и предложения – создавать условия, при которых жилье дорожает постепенно, в рамках инфляции. Тогда не будет увеличиваться разрыв между доходами граждан и стоимостью квадратного метра, а при условии роста реальных доходов этот разрыв будет сокращаться.

Даже если бы не было финансового кризиса, темпы прироста ипотеки в России все равно замедлились бы.

По той же самой причине крайне осторожно должен действовать Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, который аккумулирует неэффективно используемые федеральные земли и будет передавать их под жилищное строительство. Если одновременно вывести на региональные рынки слишком много участков, это может сильно снизить стоимость земли. Что ни к чему хорошему не приведет.

Допустим, к 2020 году 60% населения получит возможность приобретать стандартное жилье с помощью ипотечного кредита. Но остается еще 40% граждан, которым нужно предлагать какие-то другие инструменты.

– Для 10–15% россиян, к сожалению, единственным возможным вариантом будет наем социального жилья. А для остальных 25–30% возможны такие способы решения проблемы, как приобретение дополнительной комнаты с помощью ипотечного кредита, покупка или строительство индивидуального жилья с помощью государственных субсидий, участие в жилищно-строительных кооперативах и др.

В итоге мы должны получить следующую картину (см. диаграмму 2). В 65–67% объектов жилищного фонда к 2020 году будут проживать собственники, а в остальном жилфонде – наниматели квартир и комнат у физических или юридических лиц (15%), члены жилищных кооперативов (3%), наниматели социального жилья (13%).

Надежда Борисовна, не так давно стало известно, что национальные проекты в России заменят государственными программами. Во что эволюционирует национальный проект о доступном жилье?

– Минрегионразвития уже готовит среднесрочную государственную программу (до 2012 года) для дальнейшего осуществления Национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Этот документ будет конкретизировать основные положения Долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан до 2025 года в части приоритетных направлений нацпроекта. В новой госпрограмме пока планируется выделить три приоритетных направления – повышение доступности жилья, включая развитие ипотеки, увеличение жилищного строительства и улучшение качества жилищного фонда и жилищно-коммунальных услуг. По сути, разрабатываемая программа станет инструментом, который определит направления работы не только публичных органов власти, ответственных за реализацию жилищной политики в стране, но и созданных государством институтов развития в этой сфере.

Диаграмма 2

Ожидаемая структура жилищного фонда по типу использования в 2020 году.

Структура ввода офисной недвижимости по районам города в первом полугодии 2008 года style=

Досье "БН":

Косарева Надежда Борисовна – президент Фонда «Институт экономики города» со дня его основания в 1995 году. Закончила экономический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, кандидат экономических наук.
До 1995 года работала в Институте народно-хозяйственного прогнозирования РАН. Эксперт в сфере жилищной политики, жилищного финансирования, развития рынка недвижимости, а также по вопросам организации местного самоуправления.
Надежда Косарева принимала участие в разработке значительного числа законодательных и иных нормативных правовых документов по вопросам жилищной политики и развития рынка недвижимости. В частности, госпожа Косарева являлась руководителем рабочей группы по формированию рынка доступного жилья Центра стратегических разработок и принимала активное участие в подготовке принятого в конце 2004 года пакета законопроектов по данной теме.
Надежда Косарева – автор ряда работ по различным аспектам реформы жилищного сектора в России.

Текст: Алексей Резенков